14.10.2019
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая программа по
литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы
общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е
издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы,
которые определены стандартом.
Рабочая программа по
литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса,
требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического
обеспечения, календарно-тематический план.
Рабочая программа
составлена учителем русского языка и литературы Алиевой З.М. и рассчитана на
реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Общая характеристика
учебного предмета
Важнейшее значение в
формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими
нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с
жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения,
овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно
государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной
школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой
личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников,
их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи
учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;
- освоение знаний о русской
литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся
произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями
творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением
необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
Цель изучения литературы
в школе – приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения,
повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в
художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на
всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать
эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в
книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением
каждого ученика.
Это устремление зависит
от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.
Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические
потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного
произведения.
Цели изучения литературы
могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые
давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного
качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно,
цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить
учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими
высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду,
общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
Содержание школьного
литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра
(5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6,
7-8 классы и 9 класс.
В 9 классе подводятся
итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя,
происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется
работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная
и справочная литература.
Курс литературы строится
с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы
по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к
древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В
программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров
фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей,
знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных
фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как
искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой
разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема
изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры
родной литературы.
Чтение произведений
зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов,
решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного
историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен
перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные
виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги,
творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки
произведений для самостоятельно чтения.
Программа 9
класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из
них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний
- 4 часа.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ
(подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос,
викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование
художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование
(фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на
литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы,
презентации проектов
- итоговый: анализ
стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг,
выполнение заданий в тестовой форме.
Описание места учебного
предмета.
Обязательное
изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает
ресурс учебного времени в объеме 455 часов, в том числе: в 5 классе – 105 ч., в
6 классе – 105 ч., в 7 классе - 70 ч., в 8 классе – 70 ч., в 9 классе – 105 ч.
Согласно
решению педагогического совета учебный план ориентирован на 34 учебные
недели. Следовательно, общее число учебных часов за 5 лет обучения составит 442
часа, из них: в 5 классе –68ч., в 6 классе – 68ч., в 7 классе – 68
ч., в 8 классе – 68 ч., в 9 классе - 102 ч.
Часы
пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки
развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных
литературных фактов. Уроки развития речи направлены на совершенствование умений
и навыков практическим путём.
Раздел II.Учебно-тематический план
Содержание |
Кол-во часов |
В том числе развитие
речи |
Введение. |
1 |
|
Литература Древней
Руси |
2 |
|
Русская литература
ХVIII века |
9 |
1 |
Из русской литературы
I половины ХIХ века |
3 |
|
А.С.Грибоедов «Горе от
ума» ( 5+2р.р. ) |
5 |
2 |
Творчество А.С.Пушкина |
14 |
3 |
Творчество
М.Ю.Лермонтова |
10 |
|
Творчество Н.В.Гоголя |
6 |
2 |
Русская литература
второй половины ХIХ века |
8 |
|
Русская литература ХХ
века. Проза |
9 |
1 |
Русская литература ХХ
века. Поэзия |
15 |
1 |
Из зарубежной
литературы |
8 |
|
Итоговые занятия по
курсу 9 класса. Выявление уровня
литературного развития учащихся. |
2 |
|
Резервные уроки |
1 |
|
Итого |
92 |
10 |
Раздел III. Требования к уровню подготовки
выпускников
В результате изучения
литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу
словесного искусства;
- общую характеристику
развития русской литературы (этапы развития, основные литературные
направления);
- авторов и содержание
изученных произведений;
- основные
теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр
древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия,
сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада
развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о
герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной
литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр
драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное
представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах:
сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие
представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых
особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие
понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм,
способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы
русской литературы в их историческом изменении;
- определять
индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных
эпох;
- определять идейную и
эстетическую позицию писателя;
- анализировать
произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой
специфики;
- оценивать проблематику
современной литературы;
- анализировать
произведения современной литературы с учетом преемственности литературных
жанров и стилей;
- различать героя,
повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие
эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и
критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы
произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в
словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую
позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и
письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Календарно-тематическое планирование по
литературе
9 класс (102 часа)
№ урока |
Тема урока. Основное содержание. |
Кол-во часов |
Результаты обучения |
Формы и виды контроля |
Дата |
Факт |
|||||||||||||||||||
1 |
Введение. Литература как
искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной
литературы. Теория литературы.
Литература как искусство слова (углубление представлений) |
1 |
Знать образную природу
словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь аргументировано
отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание. |
- Чтение и анализ высказывания
историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» - Ответ на основной
вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание
себя»? |
|||||||||||||||||||||
Литература Древней Руси (2ч) |
|
||||||||||||||||||||||||
2 |
Литература Древней
Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» -
величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника.
Русская история в «Слове…" |
1 |
Знать жанры литературы
Древней Руси, ее самобытный характер, историческую основу «Слова», историю
открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. Уметь характеризовать данный
период развития литературы. |
Характеристика этапов
развития древнерусской литературы. План. |
|||||||||||||||||||||
3 |
Художественные
особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов,
языка. Проблема авторства. |
1 |
Знать: жанр и
композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с
фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. Уметь: выделять
смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения;
выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. |
Составление плана
«Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия. Анализ текста
произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра. |
|||||||||||||||||||||
Русская литература ХVIII века ( 9ч+РР1ч. ) |
|
||||||||||||||||||||||||
4 |
Характеристика русской
литературы ХVIII века |
1 |
Знать основные черты
классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять
исторические факты и литературные традиции |
Чтение статьи
учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по
материалам статьи. |
|||||||||||||||||||||
5 |
М.В.Ломоносов –
ученый, поэт, реформатор русского литературного языка |
1 |
Знать биографию М.В.
Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. |
Пересказ прочитанной
статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на
основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие
строки привлекли внимание в оде и почему? |
|||||||||||||||||||||
6 |
М.В.Ломоносов.
Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день
восшествия…». Жанр оды. |
1 |
Знать содержание оды,
его особенность и форму. Умение назвать отличительные
черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и
просвещения в оде. |
Ответ на проблемный
вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят
ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее
частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного
изобразительного средства языка в оде. |
|||||||||||||||||||||
7 |
Г.Р.Державин: поэт и
гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям
и судиям»). |
1 |
Знать новаторство
Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и
поэзии, власти. |
Пересказ статьи
учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ
оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее
отношения к народу и положение народа? |
|||||||||||||||||||||
8 |
Тема поэта и поэзии в
лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»). |
1 |
Знать, какую роль отводит
пэту и поэзии. Уметь воспринимать и
анализировать поэтический текст. |
Выразительно читают
«Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. |
|||||||||||||||||||||
9 |
А.Н.Радищев. Главы
«Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Изображение российской
действительности. Критика крепостничества. |
1 |
Знать взгляды Радищева на
крепостное право, на самодержавие. |
Кратко сообщают черты
классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра
путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают,
комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую
позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева
«врагом рабства»? |
|||||||||||||||||||||
10 |
А.Н.Радищев. (Глава
«Любани»). Обличительный пафос произведения. |
1 |
Знать черты
сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею прлоизведения Уметь сжато
пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей. |
Сжатый пересказ главы
«Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. |
|
||||||||||||||||||||
11 |
Н.М.Карамзин –
писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. |
1 |
Знать биографию
Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский
характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое
высказывание, работать с литературоведческим словарем. |
Сообщение о писателе.
Работа со словарем: сентиментализм. |
|
||||||||||||||||||||
12 |
Н.М.Карамзин «Осень»,
«Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Новые черты русской
литературы. Внимание к внутренней жизни человека) |
1 |
Знать содержание
произведения. Уметь коротко пересказывать
содержание произведения формулировать его идею, находить черты
сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать
особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств ,
выявлять авторскую позицию. |
Анализируют
стихотворение «Осень». Коротко пересказывают
содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические
ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека
счастье? |
|||||||||||||||||||||
13 |
РР Подготовка к
домашнему сочинению «Литература 18-го века в восприятии современного
читателя» (на примере одного – двух произведений) |
1 |
Знать текст
произведения, его художественные особенности. Уметь составлять
развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты,
отбирать литературный материал, логически его выстраивая и превращая в
связный текст. |
Формулировка тем
сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми
индивидуальными картами по подготовке к сочинению. |
|||||||||||||||||||||
Из русской литературы I половины ХIХ века
( 3ч.) |
|
||||||||||||||||||||||||
14 |
Золотой век русской
литературы (обзор) |
1 |
Знать общую
характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма,
центральные темы русской литературы. Уметь давать
развернутый ответ на вопрос. |
Читают статью «Шедевры
русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы
понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? |
|||||||||||||||||||||
15 |
В.А.Жуковский. Жизнь и
творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и
чувстве. |
1 |
Знать основные черты
романтизма как литературного направления теоретико-литературные
понятия элегия, баллада, лирический герой. |
Кратко рассказывают о
жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно
читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне
восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в
человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах? |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
16 |
В.А.Жуковский. Баллада
«Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) |
1 |
Знать жанровые особенности
баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать
романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. |
Читают статью учебника
«Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том
числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» |
|||||||||||||||||||||
А.С. Грибоедов «Горе от ума» ( 5ч+2чРР ) |
|
||||||||||||||||||||||||
17 |
А.С.Грибоедов Жизнь и
творчество. «К вам |
1 |
Знать основные этапы
жизненного и творческого |
Чтение статьи учебника
о |
|||||||||||||||||||||
|
Александр Андреич
Чацкий». Первые страницы комедии. |
|
пути А.С.
Грибоедова. |
Грибоедове,
воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое
устное монологическое высказывание «Портрет писателя». |
|
|
|||||||||||||||||||
18 |
Анализ 1 действия
комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». |
1 |
Знать особенности
комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция,
завязка, |
Выявление специфики
жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для
понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха».
Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями,
восприятием и анализом (по плану). |
|||||||||||||||||||||
19 |
«Век нынешний и век
минувший». Анализ 2 действия комедии |
1 |
Знать понятия проблематика,
идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. |
Ученики повторяют
значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж»,
«развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот,
карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение
наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по
плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего»
изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни
привлекают и отталкивают героев? |
|||||||||||||||||||||
20 |
«Можно ль против
всех!» Анализ 3 действия |
1 |
Знать понятия проблематика,
идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь давать
характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их
сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. |
Устные сочинения на
основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки,
оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование.
Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в
дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и
образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи,
Чацкого и Молчалина, сцены бала. |
|||||||||||||||||||||
21 |
«Не образумлюсь,
виноват…» Анализ 4 действия |
1 |
Знать текст комедии,
определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать
характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о
персонажах пьесы, подбирать цитаты |
Цитатные рассказы об
одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение
наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия»,
«открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители
барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма
Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым? |
|||||||||||||||||||||
22 |
РР Язык комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение
анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»). |
1 |
Знать содержание
комедии составлять план
сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой,
отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в
связный текст. |
Анализ эпизода
драматического произведения |
|
|
|||||||||||||||||||
23 |
РР И.А. Гончаров
«Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». |
1 |
Знать основные положения
статьи. Уметь давать
характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из
статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о
Чацком. |
Чтение статьи
И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или
план-конспект) |
|||||||||||||||||||||
А.С.Пушкин ( 14ч+3чРР) |
|
||||||||||||||||||||||||
24 |
А.С. Пушкин: жизнь и
творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С Пушкина. |
1 |
Знать основные этапы
жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как
литературного направления Уметь создавать
презентацию информационного проекта. |
Пересказывают статью
учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и
обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических
обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? |
|||||||||||||||||||||
25 |
Лирика петербургского
периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема
свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». |
1 |
Знать философские и
христианские мотивы в лирике поэта. |
Пересказ статьи
учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение
стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на
вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти
стихотворения, какие мотивы? |
|
||||||||||||||||||||
26 |
Любовь как гармония
чувств в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»,
«Я вас любил; любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. |
1 |
Знать: свобода в лирике
поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы
стихосложения. |
Сообщение о любовных
адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос:
почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» |
|||||||||||||||||||||
27 |
Тема поэта и поэзии в
лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. |
1 |
Знать адресаты
пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. |
Ответы на вопросы, в
том числе и проблемные. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает
автор? |
|||||||||||||||||||||
28 |
РР Обучение анализу
лирического стихотворения А.С. Пушкина. Письменная работа: «Моё любимое
стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка» |
1 |
Знать адресатов любовной
лирики. Понимать образно-стилистическое
богатство любовной лирики. Уметь выразительно
читать стихи, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. |
Анализ лирического
стихотворения А. Пушкина по предложенному плану |
|||||||||||||||||||||
29 |
А.С. Пушкин. «Цыганы»
как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров:
цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. |
1 |
Знать взгляды поэта на
назначение поэта и поэзии. |
Ответы на вопросы, в
том числе и проблемные |
|||||||||||||||||||||
30 |
Образы природы в
лирике А.С. Пушкина. Урок – семинар. |
1 |
Уметь составлять план
сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал,
логически его выстраивать, превращая в связный текст. |
Анализ стихотворения
по предложенному плану |
|||||||||||||||||||||
31 |
Контрольная работа Урок контроля по романтической
лирике начала ХIХ века. |
1 |
Знать содержание
произведений. Уметь находить
объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос |
Тестовые задания:
«Методические рекомендации…» |
|||||||||||||||||||||
32 |
Роман А.С. Пушкина
«Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр
романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. |
1 |
Знать признаки
романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные
особенности. Уметькомментировать текст,
находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную
характеристику. |
Характеристика героев,
комментарий текста. |
|||||||||||||||||||||
33 |
Типическое и
индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного
пути. |
1 |
Знать теоретико-литературные
определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской
строфы. Уметь выделять
смысловые части текста |
Развернутый ответ на
вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство. |
|||||||||||||||||||||
34 |
Татьяна Ларина –
нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. |
1 |
Знать содержание 1-5 гл.
романа, понимать, что такое тип «лишний человек». Уметь давать
характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном |
Сравнительная
характеристика: монологический ответ с цитированием. |
|
||||||||||||||||||||
35 |
Эволюция
взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Автор как идейно-композиционный
и лирический центр романа. |
1 |
Знать содержание глав,
какое воплощение нашел тип лишнего человекав литературе |
Развернутый ответ на
вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. |
|||||||||||||||||||||
36 |
Пушкинская эпоха в
романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А.
Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала 20-го века. Роман
А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского. |
1 |
Знать содержание глав
романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать
характеристику литературному герою. |
Пересказ, смысловое
чтение, характеристика героев, анализ эпизода (коллективный диалог), работа с
иллюстрациями |
|||||||||||||||||||||
37 |
Автор как идейно-композиционный
и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». |
1 |
Знать идею
произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ
автора и героя |
Ответить на вопрос,
почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять
произведение. |
|||||||||||||||||||||
38 |
РР Подготовка к
сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
1 |
Знать авторское
отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать
характеристику героя произведения |
Сравнительная
характеристика: монологический ответ с цитированием. |
|||||||||||||||||||||
39 |
РР Подготовка к
сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
1 |
Уметь составлять план
сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал,
логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского
литературного языка.. |
Сочинение |
|||||||||||||||||||||
40 |
«Моцарт и Сольери» -
проблема «гения и злодейства» |
1 |
Знать содержание
трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение Уметь писать
рассуждать по поднятым в произведении проблема. |
Ответы-рассуждения по
поднятым проблемам. Выразительное чтение, рецензирование выразительного
чтения |
|||||||||||||||||||||
М.Ю.Лермонтов ( 8ч+2чРР) |
|
||||||||||||||||||||||||
41 |
М.Ю. Лермонтов. Жизнь
и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю Лермонтова.
«Парус», «И скучно и грустно…» |
1 |
Знать основные факты
жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметьнаходить их
в тексте |
Выразительное чтение
стихотворений, ответы на вопросы |
|||||||||||||||||||||
42 |
Образ поэта-пророка в
лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк» |
1 |
Знать основные мотивы
лирики поэта. Уметь анализировать
стихотворения по вопросам. |
Анализ стихотворений
на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский
пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?» |
|
||||||||||||||||||||
43 |
Адресаты любовной
лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» |
1 |
Знать адресатов любовной
лирики. Уметь анализировать
текст на лексическом уровне |
Выразительное чтение
стихотворений. Анализ любовной лирики |
|||||||||||||||||||||
44 |
Эпоха безвременья в
лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина».
Характер лирического героя его поэзии. |
Знать основные
признаки эпохи. Уметь выделять
смысловые части текста |
Выразительное чтение
стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать
лирику поэта поэтическим дневником. |
||||||||||||||||||||||
45 |
М.Ю. Лермонтов. «Герой
нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о
незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.
Лермонтова в романе. |
1 |
Знать понятия роман,
психологический роман, содержание романа. Уметьхарактеризовать
особенности сюжета и композиции |
Викторина по тексту
романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная
проблема романа? |
|||||||||||||||||||||
46 |
М.Ю. Лермонтов. «Герой
нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки
образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Обучение анализу
эпизода. |
1 |
Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды
романа и характеризовать персонажей |
Ответ на вопрос: как в
портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное
словесное рисование. |
|||||||||||||||||||||
47 |
«Журнал Печорина» как
средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». |
1 |
Знать содержание «Журнала
Печорина». Уметь представлять
психологический портрет героя в системе образов. |
Ответы на проблемные
вопросы, монологические высказывания. |
|||||||||||||||||||||
48 |
Печорин в системе
мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских
образов романа. Любовь в жизни Печорина. |
1 |
Знать понятия реализм и романтизм,
оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским Уметь выявлять элементы
реализма и романтизма в романе, сопоставлять их. |
Развернутый ответ на
вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи
В.Г.Белинского. |
|||||||||||||||||||||
49 |
Контрольная работа по лирике М.Ю
Лермонтова, роману «Герой нашего времени» |
1 |
тестовые задания:
уровни А, В, С |
контрольная работа |
|||||||||||||||||||||
50 |
РР. Урок
контроля.Сочинение «Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени». (По
выбору учащихся) |
1 |
Уметь составлять план
сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал,
логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского
литературного языка.. |
Сочинение |
|||||||||||||||||||||
Н.В.Гоголь ( 6ч+2чРР ) |
|
||||||||||||||||||||||||
51 |
Поэма «Мёртвые души».
Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания.
Смысл названия. |
1 |
Знать историю создания
поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать
художественное произведение в контексте эпох. |
Объяснение смысла
названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. |
|||||||||||||||||||||
52 |
«Неотразимо страшные
идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка |
1 |
Знать текст поэмы; способы
создания образов помещиков; уметь составлять характеристику
литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять
особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности |
Чтение глав 2, 3;
заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по
разделам: значение говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение
крестьян, отношение к предложению Чичикова (Манилов и |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Коробочка) |
|
|
|||||||||||||||||||
53 |
«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрёв |
1 |
Знать приёмзоологизации, текст
поэмы; способы создания образов помещиков; уметь составлять характеристику
литературного персонажа, развёрнуто обосновывать
суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического
изображения действительности |
Прочитать главы 4, 5.
Продолжить заполнение таблицы (Собакевич и Ноздрёв); подготовить
рассказ-характеристику помещика Собакевича |
|||||||||||||||||||||
54 |
«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина |
1 |
Знать приём
зоологизации, типический характер, текст поэмы; способы создания
образа Чичикова; уметь составлять
характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения;
выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения
действительности |
Перечитать главу 6,
заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме»
(Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику Плюшкина |
|||||||||||||||||||||
55 |
«Город никак не
уступал другим губернским городам» |
1 |
Знать текст поэмы,
смысл вставной «Повести о капитане Копейкине»; уметь пересказывать
текст, давать обобщающую характеристику чиновникам; развёрнуто
обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического
изображения действительности |
Прочитать главы 7-10.
Инд. задание: пересказать «Повесть о капитане Копейкине»,картины жизни
чиновников |
|||||||||||||||||||||
56 |
Чичиков как новый
герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души.
Образ автора. |
1 |
Знать содержание
поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и
Чичиков. Уметь анализировать эпизод,
характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. |
Характеристика города
и героев литературного произведения. Ответить письменно на вопрос «Кто же
он? Стало быть, подлец?» |
|||||||||||||||||||||
57 |
«Здесь ли не быть
богатырю?» Образ России в поэме |
1 |
Знать текст
произведения; при- чины незавершенности
поэмы; критическую оценку
поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать как
происходит эволюция автора - от сатирика к пророку; уметь определять темы
лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику,
авторскую позицию |
Групповые задания: 1) подготовить
сообщение об образе русского народа в поэме; 2)лирические отступления в
поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму? |
|||||||||||||||||||||
58 |
РР Поэма в оценке
Белинского. Подготовка к сочинению. |
1 |
Знать текст произведения,
лирические отступления в нем, понятиечичиковщина, понимать роль
главного героя в системе образов. Уметьхарактеризовать
Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике
критические замечания литературоведов. |
сочинение |
|||||||||||||||||||||
Русская литература второй половины ХIХ века ( 8ч ) |
|
||||||||||||||||||||||||
59 |
А.Н. Островский. Слово
о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в
пьесе и угроза его распада. |
1 |
Знать творческую
биографию писателя, содержание произведения. Понимать
патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь
характеризовать героев. |
Рассказ о писателе на
основе прочитанного. Характеристика героев. |
|||||||||||||||||||||
60 |
Любовь в
патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия
как жанр драматургии. |
1 |
Знать жанр комедии, влияние
любви на героев пьесы, уметь анализировать развитие
сюжета, определять авторскую позицию |
Творческая работа,
выразительное чтение, устный ответ – работа с иллюстрациями |
|||||||||||||||||||||
61 |
Л.Н. Толстой. Слово о
писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование
личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и
собственными недостатками и его преодоление. |
1 |
Знать особенности
автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах
жизни человека в трилогии Уметьхарактеризовать
внутренний мир героя через внешние проявления. |
Рассказ о писателе,
определение черт личности героя |
|
||||||||||||||||||||
62 |
Особенности поэтики
Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в
раскрытии души героя. |
1 |
Знать: образ
главного героя трилогии, его внутренний мир, особенности поэтики Толстого:
психологизм, внутренний монолог, уметь характеризовать героя, анализировать
эпизод, образ главного героя |
Анализ эпизода, работа
в группах, устный ответ на вопрос |
|||||||||||||||||||||
63 |
А.П.Чехов. Слово о писателе. В
мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». |
1 |
Знать творческую биографию
писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя,
эволюцию образа «маленького человека».. |
Анализ рассказов:
монологические ответы. |
|
||||||||||||||||||||
64 |
Ф.М. Достоевский.
Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».
Черты его внутреннего мира. |
1 |
Знать краткие сведения
о жизни и творчестве писателя, тип петербургского мечтателя, его внутренний
мир, уметьхарактеризовать героя |
Рассказ о писателе на
основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. |
|||||||||||||||||||||
65 66 |
Роль истории Настеньки
в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании
Достоевского. Развитие понятия о повести. Поэзия второй половины
ХIХ века Урок лирики. Беседа о стихах
Н. А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах
лирических произведений. Обучение сопоставительному анализу лирических
произведений. |
1 1 |
Знать содержание,
уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства Уметь определять элементы
сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять
проблему. Знать представителей
русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать
поэтические произведения |
Характеристика
героини, коллективный диалог, работа со словарем Анализ поэтических
произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. |
|
||||||||||||||||||||
Русская литература ХХ века. Проза ( 9ч+1чРР ) |
|
||||||||||||||||||||||||
67 |
Русская литература ХХ
века.
Многообразие жанров и направлений. |
1 |
Знать особенности
русской литературы ХХ века. Иметь представление о
многообразии жанров и литерных направлений. |
Сообщение об особенностях
русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления.. |
|
||||||||||||||||||||
68 |
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи».
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. |
1 |
Знать о жизни и творчестве
писателя, рассказ «Тёмные аллеи». Уметь анализировать
произведение |
Анализ рассказа:
монологические ответы. |
|||||||||||||||||||||
69 |
И.А. Бунин. «Тёмные
аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. Мастерство И. А. Бунина
в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования. |
1 |
Знать образы героев,
лиризм Бунина. уметь анализировать
эпизод |
Работа в группах
(анализ эпизода), устный ответ |
|||||||||||||||||||||
71 |
Поэтика повести М.А.
Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.
Художественная условность, фантастика, гротеск и их художественная роль в
повести. |
1 |
Знать содержание
произведения, авторскую позицию, смысл названия повести, что такое
фантастика, сатира, гротеск, художественная условность. Уметь анализировать
эпизод, работать со словарем |
Работа в группах
(анализ эпизода), письменный ответ на вопрос, работа со словарем |
|||||||||||||||||||||
72 72 |
М.А. Шолохов. Слово о
писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и
судьба Родины. Образ главного героя. М.А. Шолохов. Слово о
писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и
судьба Родины. Образ главного героя. |
1 1 |
Знать краткие сведения
о жизни и творчестве писателя, образ главного героя, авторская позиция в
произведении, смысл названия рассказа. Уметь давать
характеристику Знать краткие сведения
о жизни и творчестве писателя, образ главного героя, авторская позиция в
произведении, смысл названия рассказа. Уметь давать
характеристику |
Устный рассказ о
писателе с использованием самостоятельно найденных материалов, характеристика
героя, пересказ, коллективный диалог Устный рассказ о
писателе с использованием самостоятельно найденных материалов, характеристика
героя, пересказ, коллективный диалог |
|||||||||||||||||||||
73 |
Особенности авторского
повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и
рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта
реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в
рассказе-эпопее. |
1 |
Знать особенности
повествования, композиция, автор и рассказчик, сказ, роль пейзажа,
реалистическая типизация, реализм. Уметь анализировать
эпизод, наблюдать над композицией произв. |
Анализ рассказа: монологические ответы. Смысловое
чтение, составление схемы, работа со словарем, выразительное чтение |
|||||||||||||||||||||
74 |
А.И.Солженицын.Слово о писателе. «Матрёнин двор».
Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. |
1 |
Знать краткие сведения
о жизни писателя, образ послевоенной деревни, рассказчика, автобиографическую
основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать
художественное своеобразие рассказа |
Рассказ о писателе с
презентацией. Анализ рассказа с
элементами художественного пересказа и акцентом на художественном
своеобразии. |
|||||||||||||||||||||
75 |
Тема «праведничества»
в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. |
1 |
Знать текст
произведения, понятие «праведничество». Уметь объяснять смысл
праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы. |
Объяснение смысла
«праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые
писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу
произведения7 |
|||||||||||||||||||||
76 |
РР Контрольная работа |
1 |
Знать основные факты
из жизни и творчества писателя.Знать проблематику и идейное содержание
произведения |
тесты |
|||||||||||||||||||||
Русская литература ХХ века. Поэзия (15ч+1чРР) |
|||||||||||||||||||||||||
77 |
Русская
поэзияСеребряного века. |
1 |
Знать содержание
теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и
значимое в учебном материале Уметь конспектировать
лекцию |
Выразительное чтение
наизусть, устное сообщение, рецензирование выражение чтения |
|||||||||||||||||||||
78 |
А.А. Блок. Слово о
поэте. «Ветер принес издалека…» «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить
среди людей…». Трагедия лирического героя в «страшном мире». |
1 |
Знать основные факты
биографии поэта. Уметь выразительно
читать наизусть стихотворения А.Блока |
Сообщение о
словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение
стихотворений. |
|||||||||||||||||||||
79 |
А.А. Блок. «О
доблестях, о подвигах, о славе…». Трагедия утраченной любви. Своеобразие
лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. |
1 |
Знать особенности
трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических
интонаций. |
Выразительное чтение
стихотворений, анализ стихотворений (частично)- устный ответ |
|||||||||||||||||||||
80 |
С.А. Есенин. Слово о
поэте. Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя
родная…», «Край ты мой заброшенный…» |
1 |
Знать основные события
творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать
поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы |
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ. |
|||||||||||||||||||||
81 |
Размышления о жизни,
природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Разбуди меня завтра
рано…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.
Есенина. |
1 |
Знать авторскую
позицию в произведениях, народно-песенную основу стихотворений. Уметь оценивать
чтение, определять авторскую позицию, высказывать свою точку зрения |
Выразительное чтение
стихотворений, прослушивание романсов на стихотворения Есенина, устное
сообщение, рецензирование |
|||||||||||||||||||||
82 |
В.В. Маяковский. Новаторство поэзии.
Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта.
Словотворчество поэта. |
1 |
Знать отдельные факты
биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно
читать стихотворения Маяковского. |
Сообщение о
словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений
наизусть. |
|||||||||||||||||||||
83 |
М.И. Цветаева. Слово о
поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…»,
«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью –
потому…», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой. |
1 |
Знать факты биографии
поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно
читать и анализировать стихотворения. |
Выразительное чтение
стихотворений наизусть и их анализ. |
|||||||||||||||||||||
84 |
Образ Родины в
лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в
творческих поисках поэта. |
1 |
Знать образ Родины, традиции
и новаторство в творчестве. Уметь выразительно
читать и анализировать стихотворения. |
Письменная работа (анализ
стихотворений) |
|||||||||||||||||||||
85 |
Н.А. Заболоцкий. Слово
о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу
гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». |
1 |
Знать факты биографии
поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно
читать и анализировать стихотворения. |
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ. |
|||||||||||||||||||||
86 |
Философский характер
лирики Заболоцкого. ( «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого) |
1 |
Знать философские
размышления поэта и авторскую позицию в произведениях. Уметь выразительно
читать и анализировать стихотворения |
Выразительное чтение
стихотворений, анализ стихотворений (работа в группах). |
|||||||||||||||||||||
87 |
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические
интонации в любовной лирике. |
1 |
Знать факты биографии
поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений,
трагические интонации в любовной лирике. Уметь выразительно
читать и анализировать стихотворения. |
Сообщение о поэтессе с
презентацией. Выразительное чтение
стихотворений и их анализ. |
|
15.04- 19.04 |
|||||||||||||||||||
88 |
А.А. Ахматова. Тема
поэта и поэзии. Особенности поэтики. |
1 |
Знать отношение к
поэту и поэзии. Уметь выразительно
читать и анализировать стихотворения. |
Практикум. Работа в
группах (анализ стихотворений -частично) |
|
22.04- 26.04 |
|||||||||||||||||||
89 |
Б.Л.Пастернак. Философская глубина
лирики поэта. Вечность и современность. |
1 |
Знать факты биографии
поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно
читать и анализировать стихотворения. |
Сообщение о поэте с
презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
|||||||||||||||||||||
90 |
А.Т.Твардовский. Слово о поэте.
Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений
«Урожай», «Весенние строчки». |
1 |
Знать факты биографии
поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно
читать, пересказывать и анализировать стихотворения. |
Сообщение о поэте с
презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
|||||||||||||||||||||
91 |
А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и
природе. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне. |
1 |
Знать авторская
позиция и способы её реализации в стихотворении «Я убит подо Ржевом»,
проблематика стихотворений о войне, Уметьвыразительно
читать, пересказывать и анализировать стихотворения. |
Выразительное чтение,
рецензирование выразительного чтения, устное сообщение-презентация,
сочинение-миниатюра |
|||||||||||||||||||||
92 |
РР. Зачетное занятие
по русской лирике ХХ века. |
1 |
Уметь анализировать
произведение русской лирики ХХ века. |
контрольная работа |
|||||||||||||||||||||
Из зарубежной литературы ( 8ч. ) |
|
||||||||||||||||||||||||
93 |
Античная лирика. Катулл. Чувства и
разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое
творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» |
1 |
Знать понятие античная
лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху. Уметь выразительно читать
стихотворения и их анализировать |
Сообщение о поэте с
презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с
отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху. |
|||||||||||||||||||||
94 |
Данте Алигьери.
«Божественная комедия» (обзор, фрагменты). |
1 |
Иметь представление о
творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание
1-3 песен «Ада». Уметь выразительно
читать текст песен, определять их аллегорический характер. |
Ответы на вопросы |
|||||||||||||||||||||
95 |
Данте Алигьери.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально–философский
характер. |
1 |
Знать множественность
смыслов, философские обобщения в произведении, уметь составлять тезисы |
Составление тезисов,
смысловое чтение, схема, устный ответ |
|||||||||||||||||||||
96 |
У. Шекспир. Слово о
поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи
Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в
его конфликте с реальным миром «расставшегося века». |
1 |
Знать основные факты
из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях
трагедии. Уметь участвовать в диалоге
по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения |
Устное сообщение о
жизни и творчестве писателя, анализ эпизода – коллективный диалог,
характеристика героя, работа со словарем |
|||||||||||||||||||||
97 |
Трагизм любви Гамлета
и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой
литературы. |
1 |
Знать образ Гамлета и
образ Офелии, взаимоотношения героев, философский характер произв., вечный
образ мировой литературы Уметь анализировать
эпизод |
Выразительное чтение
по ролям, коллективный диалог (анализ эпизода), письменный ответ на вопрос |
|||||||||||||||||||||
98 |
И. В. Гете. Слово о
поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст»
как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.
Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. |
1 |
Знать основные факты из
жизни Гете, содержание отдельных сцен, понятия: эпоха Просвещения,
философская трагедия, конфликт в произведении, авторская позиция в
произведении, Уметь раскрывать мотивы поступков
героев |
Пересказ статьи
учебника, смысловое чтение, составление тезисов |
|||||||||||||||||||||
99 |
Смысл сопоставления
Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности
жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
1 |
Знать образ Фауста и
Гретхен, смысл сопоставления Фауста и Вагнера, идейный смысл трагедии,
особенности жанра, вечный образ мировой литературы. Уметьхарактеризовать
героев, анализировать эпизод |
Характеристика героя,
Выразительное чтение, коллективный диалог (анализ эпизода) |
|||||||||||||||||||||
100 |
Выявление уровня
литературного развития учащихся. |
1 |
Ответы на вопросы (по
уровням) |
Ответы на вопросы. |
|||||||||||||||||||||
101 |
Итоговые занятия по курсу
9 класса. |
1 |
Задание на лето |
||||||||||||||||||||||
102 |
Резервные уроки |
1 |