Литература 9 кл

14.10.2019

Раздел I. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы Алиевой З.М. и рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа.

Виды контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Описание места учебного предмета.

 

 Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 часов, в том числе: в 5 классе – 105 ч., в 6 классе – 105 ч., в 7 классе - 70 ч., в 8 классе – 70 ч., в 9 классе – 105 ч.

 Согласно  решению педагогического совета учебный план ориентирован на 34 учебные недели. Следовательно, общее число учебных часов за 5 лет обучения составит 442 часа, из них:  в 5 классе –68ч.,  в 6 классе – 68ч., в 7 классе – 68 ч., в 8 классе – 68 ч., в 9 классе - 102 ч.

 Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов. Уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Раздел II.Учебно-тематический план

 

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Введение.

1

Литература Древней Руси

2

Русская литература ХVIII века

9

1

Из русской литературы I половины ХIХ века

3

А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2р.р. )

5

2

Творчество А.С.Пушкина

14

3

Творчество М.Ю.Лермонтова

10

Творчество Н.В.Гоголя

6

2

Русская литература второй половины ХIХ века

8

Русская литература ХХ века. Проза

9

1

Русская литература ХХ века. Поэзия

15

1

Из зарубежной литературы

8

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

Резервные уроки

1

Итого

92

10

 

Раздел III. Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

- определять идейную и эстетическую позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

- оценивать проблематику современной литературы;

- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

 

 

Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс (102 часа)

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

часов

Результаты обучения

Формы и виды контроля

Дата

Факт

 

1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений)

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

 

Литература Древней Руси (2ч)

 
     

2

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…"

1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер, историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

 

3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства.

1

Знать: жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

 
 

Русская литература ХVIII века ( 9ч+РР1ч. )

   

4

Характеристика русской литературы ХVIII века

1

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

 

5

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

1

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

 

6

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

 
 

7

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

1

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

 
 

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

1

Знать, какую роль отводит пэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

 
 

9

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),

Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

 

10

А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.

 

1

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею прлоизведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.

 
   

11

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

 
   

12

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)

1

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?

 

13

РР Подготовка к домашнему сочинению «Литература 18-го века в восприятии современного читателя» (на примере одного – двух произведений)

1

Знать текст произведения, его художественные особенности.

Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая и превращая в связный текст.

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми индивидуальными картами по подготовке к сочинению.

 

Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)

     

14

Золотой век русской литературы (обзор)

1

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

 

15

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

1

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, балладалирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?

 
 
   

16

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

 

А.С. Грибоедов «Горе от ума» ( 5ч+2чРР )

     

17

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам

1

Знать основные этапы жизненного и творческого

Чтение статьи учебника о

 
 

Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии.

 

пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

 
     

18

Анализ 1 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

 
 

19

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

 

20

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

 

21

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

1

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

 

22

РР Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»).

1

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

 

Анализ эпизода драматического произведения

         

23

РР И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Знать основные положения статьи.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

 
 

А.С.Пушкин ( 14ч+3чРР)

   

24

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С Пушкина.

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

 

25

Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
 Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

   

26

Любовь как гармония чувств в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

1

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

 

27

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает автор?

 

28

РР Обучение анализу лирического стихотворения А.С. Пушкина. Письменная работа: «Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка»

1

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать стихи, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Анализ лирического стихотворения А. Пушкина по предложенному плану

 

29

А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

 

30

Образы природы в лирике А.С. Пушкина. Урок – семинар.

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Анализ стихотворения по предложенному плану

 

31

Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

1

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

Тестовые задания: «Методические рекомендации…»

 

32

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

1

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметькомментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Характеристика героев, комментарий текста.

 

33

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути.

1

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.

 

34

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.

   

35

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человекав литературе

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

 

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала 20-го века. Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского.

1

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Пересказ, смысловое чтение, характеристика героев, анализ эпизода (коллективный диалог), работа с иллюстрациями

 

37

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

 

38

РР Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.

 

39

РР Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Сочинение

 

40

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

1

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам. Выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения

 

М.Ю.Лермонтов ( 8ч+2чРР)

 
     

41

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю Лермонтова. «Парус», «И скучно и грустно…»

1

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметьнаходить их в тексте

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

 

42

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк»

1

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

   

43

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

1

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на лексическом уровне

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики

 

44

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии.

1Хочу такой сайт

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.

 

45

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю. Лермонтова в романе.

1

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметьхарактеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

 

46

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Обучение анализу эпизода.

1

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

 

47

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

1

Знать содержание «Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

 

48

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

 

49

Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

 

1

тестовые задания: уровни А, В, С

контрольная работа

 

50

РР. Урок контроля.Сочинение «Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени». (По выбору учащихся)

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Сочинение

 

Н.В.Гоголь ( 6ч+2чРР )

     

51

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жан­ровое своеобразие.

Уметь восприни­мать художествен­ное произведение в контексте эпох.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

 

52

«Неотразимо страшные идеалы ог­рубления»: Манилов и Коробочка

1

Знать текст поэмы; спо­собы создания образов помещи­ков;

уметь состав­лять характери­стику литератур­ного персонажа; развёрнуто обос­новывать сужде­ния; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатири­ческого изобра­жения действи­тельности

Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнитель­ная характери­стика помещи­ков в поэме» по разделам: зна­чение говоря­щей фамилии, внешность, дом и постройки, положение кре­стьян, отноше­ние к предло­жению Чичико­ва (Манилов и

 
     

 

Коробочка)

     

53

«Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Собакевич и Ноздрёв

1

Знать приёмзоологизации,

текст поэмы; способы создания образов помещи­ков;

уметь состав­лять характери­стику литератур­ного персонажа,

развёрнуто обос­новывать сужде­ния; выявлять особенности ав­торского стиля и приёмы сатири­ческого изобра­жения действи­тельности

Прочитать гла­вы 4, 5. Продолжить заполнение таблицы (Собакевич и Ноздрёв); подгото­вить рассказ-характеристику помещика Собакевича

 

54

«Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Чичиков у Плюшкина

1

Знать приём зоологизации, типический ха­рактер, текст поэмы;

спо­собы создания образа Чичикова;

уметь состав­лять характери­стику литератур­ного персонажа; развёрнуто обос­новывать сужде­ния; выявлять особенности ав­торского стиля и приёмы сатири­ческого изобра­жения действи­тельности

Перечитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещи­ков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику

Плюшкина

 

55

«Город никак не уступал другим губернским городам»

1

Знать текст по­эмы, смысл вставной «Повес­ти о капитане Копейкине»;

уметь переска­зывать текст, да­вать обобщаю­щую характери­стику чиновни­кам; развёрнуто обосновывать суждения; выяв­лять особенности авторского стиля и приёмы сатири­ческого изобра­жения действи­тельности

Прочитать гла­вы 7-10. Инд. задание: пересказать «Повесть о ка­питане Копейкине»,картины жизни чиновни­ков

 

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характери­зовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика города и героев литературного произведения. Ответить пись­менно на во­прос «Кто же он? Стало быть, подлец?»

 

57

«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме

1

Знать текст произведения; при-

чины незавершенности поэмы;

критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать как происходит эво­люция автора - от сатирика к пророку;

уметь опреде­лять темы лири­ческих отступле­ний, анализиро­вать их текст, вы­являя проблема­тику, авторскую позицию

Групповые за­дания:

1) подготовить сообщение об образе русского народа в по­эме; 2)лириче­ские отступле­ния в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму?

 

58

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиечичиковщина, понимать роль главного героя в системе образов.

Уметьхарактеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.

сочинение

 

Русская литература второй половины ХIХ века ( 8ч )

     

59

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

 

60

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

Знать жанр комедии, влияние любви на героев пьесы,

уметь анализировать развитие сюжета, определять авторскую позицию

Творческая работа, выразительное чтение, устный ответ – работа с иллюстрациями

 

61

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.

1

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметьхарактеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Рассказ о писателе, определение черт личности героя

   

62

Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

1

Знать:  образ главного героя трилогии, его внутренний мир, особенности поэтики Толстого: психологизм, внутренний монолог, уметь характеризовать героя, анализировать эпизод, образ главного героя

Анализ эпизода, работа в группах, устный ответ на вопрос

 

63

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

1

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Анализ рассказов: монологические ответы.

   

64

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1

Знать краткие сведения о жизни и творчестве писателя, тип петербургского мечтателя, его внутренний мир,

уметьхарактеризовать героя

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

 

65

66

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

Поэзия второй половины ХIХ века

Урок лирики. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений. Обучение сопоставительному анализу лирических произведений.

1

1

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повестианализировать произведение, выделять проблему.

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

Характеристика героини, коллективный диалог, работа со словарем

Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

   
 

Русская литература ХХ века. Проза ( 9ч+1чРР )

     

67

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления..

   

68

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

Анализ рассказа: монологические ответы.

 

69

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

1

Знать образы героев, лиризм Бунина.

уметь анализировать эпизод

Работа в группах (анализ эпизода), устный ответ

 

71

Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, гротеск и их художественная роль в повести.

1

Знать содержание произведения, авторскую позицию, смысл названия повести, что такое фантастика, сатира, гротеск, художественная условность.

Уметь анализировать эпизод, работать со словарем

Работа в группах (анализ эпизода), письменный ответ на вопрос, работа со словарем

 

72

72

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

1

1

Знать краткие сведения о жизни и творчестве писателя, образ главного героя, авторская позиция в произведении, смысл названия рассказа.

Уметь давать характеристику

Знать краткие сведения о жизни и творчестве писателя, образ главного героя, авторская позиция в произведении, смысл названия рассказа.

Уметь давать характеристику

Устный рассказ о писателе с использованием самостоятельно найденных материалов, характеристика героя, пересказ, коллективный диалог

Устный рассказ о писателе с использованием самостоятельно найденных материалов, характеристика героя, пересказ, коллективный диалог

 

73

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

1

Знать особенности повествования, композиция, автор и рассказчик, сказ, роль пейзажа, реалистическая типизация, реализм.

Уметь анализировать эпизод, наблюдать над композицией произв.

Анализ рассказа: монологические ответы. Смысловое чтение, составление схемы, работа со словарем, выразительное чтение

 

74

А.И.Солженицын.Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

Знать краткие сведения о жизни писателя, образ послевоенной деревни, рассказчика, автобиогра­фическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие расска­за

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

 

75

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Знать текст произведения, понятие «праведничество».

Уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения7

 

76

РР Контрольная работа

1

Знать основные факты из жизни и творчества писателя.Знать проблематику и идейное содержание произведения

тесты

 

Русская литература ХХ века. Поэзия (15ч+1чРР)

 

77

Русская поэзияСеребряного века.

1

Знать содержание теоретико-литера­турных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Уметь конспекти­ровать лекцию

Выразительное чтение наизусть, устное сообщение, рецензирование выражение чтения

 

78

А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…» «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…». Трагедия лирического героя в «страшном мире».

1

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

 

79

А.А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире»., своеобразие лирических интонаций.

Выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений (частично)- устный ответ

 

80

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…»

1

Знать основные события творче­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

 

81

Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А. Есенина.

1

Знать авторскую позицию в произведениях, народно-песенную основу стихотворений.

Уметь оценивать чтение, определять авторскую позицию, высказывать свою точку зрения

Выразительное чтение стихотворений, прослушивание романсов на стихотворения Есенина, устное сообщение, рецензирование

 

82

В.В. Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

1

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.

 

83

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой.

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.

 

84

Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

Знать образ Родины, традиции и новаторство в творчестве.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Письменная работа (анализ стихотворений)

 

85

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст».

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

 

86

Философский характер лирики Заболоцкого. ( «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого)

1

Знать философские размышления поэта и авторскую позицию в произведениях.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений (работа в группах).

 

87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

 

15.04-

19.04

 

88

А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

Знать отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Практикум. Работа в группах (анализ стихотворений -частично)

 

22.04-

26.04

 

89

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

 

90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

 
 

91

А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и природе. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне.

1

Знать авторская позиция и способы её реализации в стихотворении «Я убит подо Ржевом»,  проблематика стихотворений о войне, Уметьвыразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения, устное сообщение-презентация, сочинение-миниатюра

 

92

РРЗачетное занятие по русской лирике ХХ века.

1

Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.

контрольная работа

 

Из зарубежной литературы ( 8ч. )

     

93

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

1

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь выразительно читать стихотворения и их анализировать

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

 

94

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

1

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

Ответы на вопросы

 

95

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально–философский характер.

1

Знать множественность смыслов, философские обобщения в произведении, уметь составлять тезисы

Составление тезисов, смысловое чтение, схема, устный ответ

 

96

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расставшегося века».

1

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочи­танному произведе­нию, понимать чу­жую точку зрения

Устное сообщение о жизни и творчестве писателя, анализ эпизода – коллективный диалог, характеристика героя, работа со словарем

 

97

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Знать образ Гамлета и образ Офелии, взаимоотношения героев, философский характер произв., вечный образ мировой литературы

Уметь анализировать эпизод

Выразительное чтение по ролям, коллективный диалог (анализ эпизода), письменный ответ на вопрос

 

98

И. В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

1

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен, понятия: эпоха Просвещения, философская трагедия, конфликт в произведении, авторская позиция в произведении,

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Пересказ статьи учебника, смысловое чтение, составление тезисов

 

99

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

Знать образ Фауста и Гретхен, смысл сопоставления Фауста и Вагнера, идейный смысл трагедии, особенности жанра, вечный образ мировой литературы.

Уметьхарактеризовать героев, анализировать эпизод

Характеристика героя, Выразительное чтение, коллективный диалог (анализ эпизода)

 

100

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Ответы на вопросы (по уровням)

Ответы на вопросы.

 

101

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

1

Задание на лето

 

102

Резервные уроки

1

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».