Русский язык 8 кл

14.10.2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

          Рабочая программа учебного предмета " Русский  язык"  в 8 классе составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

1.       Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от  29. 12. 2012 № 273 – ФЗ

2.       Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").

3.       Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 "Об утверждении федеральных требований  к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".

4.       Примерная программа основного общего образования "Русский (родной) язык.     5-9 классы" (М: Просвещение, 2011. - (Серия "Стандарты второго поколения").

5.       Авторская рабочая программа "Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2018.

Место предмета в учебном плане

         В учебном плане  МАОУ СОШ №28 г.Березники на изучение предмета "Русский язык"  в 8 классе выделено  102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю.

     

Цели и задачи учебного предмета

  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
  • Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,  самообразования.
  • Приобретение  знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования,  развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного  и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского  языка.
  • Развитие интеллектуальных  и  творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.
  • Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика предмета

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память  и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.  

   Преподавание ведется по учебнику: Русский язык. 8 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций.  (Л. А. Тростенцова,  Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; науч. ред. Н. М. Шанский). – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018.

Основные результаты образования

         Результатом освоения  программы являются предметные знания и умения, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде.

Предметные знания:

  1. Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
  5. Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка;
  8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. Осознание эстетической функции родного языка.

Предметные умения:

  1. Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  2. Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
  3. Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;
  4. Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  5. Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
  6. Уметь использовать выразительные средства языка;
  7. Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные:

·         владение всеми видами речевой деятельности

·         понимание информации, владение разными видами чтения;

·         соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;

·         соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;    

·         адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

·         способность извлекать информацию из различных источников;

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·         овладение приемами отбора и систематизации материала;

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

  • Коммуникативные:

·         формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

·         устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

·         умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

·         умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;

·         способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

·         выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

·         оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·         взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

·         овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  • Регулятивные:

·         способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

·         применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

·         выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

·         принимать решение в проблемной ситуации.

Личностные УУД:

1.       Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2.       Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3.       Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

      Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами строится на системно - деятельностной основе.

Основными методами обучения

являются: объяснительно – иллюстративный (демонстрации таблиц, схем, иллюстрации картин, просмотр и работа с учебными презентациями), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; метод проблемного изложения, который способствует  развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся; частично- поисковый, исследовательский, информационно – коммуникативный, здоровьесберегающий.

Основные формы организации учебно-познавательной деятельности

         Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке являются  учебный диалог, индивидуальная, парная и групповая работа.  Программа предусматривает организацию уроков  изучения нового материала, эвристическая беседа; практические занятия (уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);  уроки проверки и оценки знаний (контрольные диктанты, изложения, сочинения, тесты т.п.);  комбинированные уроки.

Формы контроля

используемые при диагностике достижений предметных и метапредметных результатов: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий -  в форме  устного,  фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных ("Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый - итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста. Творческие работы: сочинения, изложения, публичные выступления, составление текста определенного стиля и типа речи.

Содержание

Русский  язык  в  современном  мире.

1

Повторение  изученного. Фонетика  и  графика.  Орфография.  Морфемика  и  словообразование.  Лексика  и  фразеология.  Морфология.  Строение  текста.  Стили  речи.

5+2

Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание.

Строение  и  грамматическое  значение  словосочетаний.  Связь  слов  в  словосочетании.

7+1

Простое  предложение .

Строение  и  грамматическое  значение  предложений.  Интонация  предложения.  Порядок  слов    в  предложении.  Логическое  ударение..

2+1

Двусоставное предложение. Главные  члены  предложения.  Подлежащее.Простое  глагольное  сказуемое.  Составное  глагольное  сказуемое.  Составное  именное  сказуемое.  Тире  между  подлежащим  и  сказуемым

6+2

Второстепенные члены предложения. 

  Дополнение.  Определение.  Приложение.  Обстоятельство.  Основные  виды  обстоятельства.

6+2

Односоставные  предложения.

Основные  группы  односоставных  предложений.  Предложения  с  главным  членом  -  сказуемым:  определённо-личные,  неопределённо-личные,  безличные.  Предложения  с  главным  членом  -  подлежащим.  Назывные  предложения.

9+2

Простое осложненное предложение. Понятие об  осложненном  предложении.

1

Предложения  с  однородными  членами.

Понятие  об  однородных  членах  предложения.  Однородные  члены,  связанные  сочинительными  союзами,  и  пунктуация  при  них.  Обобщающие  слова  при  однородных  членах  и  знаки  препинания  при  них.

Предложения  с  обособленными  членами. Обособленные  определения  и  приложения.  Обособленные  обстоятельства. 

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

Обращение  и  знаки  препинания  при  нём.  

4

Вводные  слова  и  вводные  предложения.  Знаки  препинания  при  них.  Вставные  конструкции.

5+2

Способы  передачи  чужой  речи.  

Предложения  с  прямой  речью.  Знаки  препинания  в  них.  Предложения  с  косвенной  речью.  Замена  прямой  речи  косвенной.  Цитаты  и  знаки  препинания  при  них.

6+1

Повторение  изученного  в  8  классе.

3

ИТОГО

102

   
 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашняя работа

Универсальные  учебные  действия

1.

Русский язык в современном мире.

1

Упр.3 , задание 2

Познавательные УУД:

1. ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях;

2. извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать других;

2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Повторение изученного в 7 классе.

5+2

2.

 Пунктуация. Орфография.

1

П.1, устно

3.

Знаки препинания в сложном предложении.

1

П.2, 3, упр.20

4.

Буквы н и нн в суффиксах

1

П.4, упр.24

5.

Входной диктант  с грамматическим заданием.

1

повторение

6

Слитное и раздельно написание не с различными частями речи

1

П.5, упр.35

7

Р.р. Подготовка к  изложению «Проза жизни» по упр.27

1

Упр.27

8.

Р.р. Подготовка к сочинению в форме письма по упр.36

1

Упр.36

Синтаксис и пунктуация. Культура речи

7+1

коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

5. Определять последовательность действий (составлять план).

6. Оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

9.

 Основные единицы синтаксиса.

1

П.6, упр.40

10.

Текст как единица синтаксиса

1

П.7, упр.42

11.

Предложение  как единица синтаксиса.

1

П.8, упр.51

12.

Р.р. Подготовка к  сжатому изложению «Страна за Онегой» по упр. 52

1

Упр.52

13.

Словосочетание как единица синтаксиса

1

П.9, упр.58

14.

Виды словосочетаний

1

П.10, упр.63

15.

Связь слов в словосочетании

1

П.11, упр.68

16.

Синтаксический разбор словосочетаний

1

П.12, упр.72

Предложение. Простое предложение.

2+1

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для

решения коммуникативных задач.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.

5. Слушать и слышать других.

6. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, делать выводы, устанавливать закономерности.

17.

Грамматическая основа предложения

1

П.13,упр.76, устно.

18.

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

1

П.14, 15упр.78

19.

Р.р.  Описание памятника культуры.

1

П.16, упр.89

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

6+2

20.

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

1

П.17, упр.93

21

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

П.18, 19 упр.98

22.

Рр Подготовка к сочинению «Чудный собор», упр.101

1

Упр. 102

23.

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

П.20,упр. 106

24.

Составное именное сказуемое.

1

П.21,упр. 111

25.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

П.22, упр.119

26.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

повторение

27

Рр Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

повторение

Второстепенные члены предложения.

6+2

28.

 Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

1

П.23, 24, упр.131

29.

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

1

П.25, упр.136

30.

 Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. 

1

П.26, упр.142

31.

Р.р. Изложение «Петр Первый»

1

Упр.139

32.

 Обстоятельство.

1

П.27, упр.145

33.

Основные виды обстоятельств

1

выучить виды обстоятельств

34.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

П.28, упр.161

35.

 Р.р.  Характеристика человека

1

П.29, упр.166

Односоставные предложения.

9+2

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

36.

Главный член односоставного предложения.

1

П.30, упр.172

37.

Назывные предложения

1

П.31, упр.182

38.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения.

1

П.32, упр.188

39.

 Неопределенно-личные предложения.

1

П.33. упр.192

40.

Безличные предложения

1

П.34, упр.203

41.

Рр Сочинение – рассуждение «Слово делом крепи»

1

Упр.207

42.

Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения».

1

Упр.211, с. 118-119 контрольные вопросы

43.

Рр Изложение с творческим заданием «Мещерский край»

1

Упр.208

44

Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях.

1

П.37, упр.215

45.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

1

повторение

46

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

повторение

Простое осложненное предложение

1

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

3. Вычитывать все виды текстовой информации, использовать различные  виды чтения.

4. Владеть приёмами продуктивного чтения, соблюдая его этапы.

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2.  Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

4. Владеть приёмами рационального слушания.

5. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.

6. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).

7. Создавать вторичный текст соответствующего стиля и жанра.

8. Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста..

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель. 3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

47.

Понятие об осложненном предложении

1

П.39, с.123 задания на выбор

Однородные члены предложения.

48.

Понятие об однородных членах предложения.

1

П.40, упр.232

49.

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них.

1

П.41,упр. 241

50.

Рр  Изложение, основанное на сравнительной характеристике.

1

Упр.242

51.

Однородные и неоднородные определения

1

П.42, упр.246

52.

Сочинительные союзы при однородных членах.

1

П.43, упр.250

53.

Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Соединительные союзы при однородных членах.

1

П.43, упр.264

54.

Пунктуация при однородных членах, связанных противительными союзами.

1

П.43, упр.265

55.

Пунктуация при однородных членах, связанных разделительными, повторяющимися и двойными союзами.Хочу такой сайт

1

П.43, упр.255

56.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

П.44,274

57.

Синтаксический и пунктуационный разбор

1

П.45

58

Р.р. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании.

1

Упр.281

59

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

Упр.286, подготовка к диктанту

60.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

повторение

61.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

повторение

Предложения с обособленными членами.

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

5. Определять последовательность действий (составлять план).

6. Оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

62.

Понятие об обособленности.

1

П.47, упр.289

63.

Обособление согласованных определений и приложений, стоящих после определяемого слова.

1

П.48, выучить правила, упр.297, доделать

64.

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

1

 П.48, 308

65.

Обособление согласованных определений и приложений, имеющих добавочное обстоятельственное значение.

1

П.48, упр.313

66.

Обособление одиночных приложений, стоящих после определяемого слова- имени собственного.

1

Повторение п.48

67.

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему

1

П.49, упр.302

68.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения».

1

Повторение, подготовиться к самостоятельной работе

69.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

1

П.51, 316

70.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

П.51,321

71.

Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства».

1

П.51, подготовиться к изложению

72.

Р.р.  Изложение с элементами сочинения

1

Написать изложение

73.

Обособление уточняющих обстоятельств места и времени.

1

П.52,упр.  326

74.

Обособление уточняющих членов, присоединяемых при помощи союзов и других слов.

1

П.52,упр. 328

75-76.

Обособление уточняющих дополнений с производными предлогами

2

П.52, упр.329, проверочный тест

77.

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

П.53, упр.331

78

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

П.54, упр.333

79.

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».

1

Упр.340, подготовиться к диктанту

80.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

1

повторение

81.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

повторение

Слова, грамматически е связанные с членами предложения

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Обращение.

4

82.

Назначение обращения

1

П.55, упр.345

83.

Распространенные обращения

1

П.56, упр.347

84.

Знаки препинания при обращении

1

П.57, составить по 3 предложения с разными знаками

85.

Употребление обращений

1

П.58,

упр.358/

360

Вводные слова и вставные конструкции.

5+2

86.

Понятие о вводных словах,  их группы по значению.

1

П.59-60, выучить группы вводных слов

87.

Вводные слова в предложении. Знаки препинания при них.

1

П.59-60, упр.363

88.

Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения.

1

П.61, упр.378

89.

Рр Составление текста с вводными словами и вводными предложениями

1

упр.384

90.

Вставные слова, сочетания м предложения

1

П.62, упр.390

91-

Междометия и слова – предложения «да» и «нет».

1

П.63, упр.393

92.

Рр Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций

1

П.64, упр.401

Чужая речь

6+1

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).

2. Пользоваться разными видами чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

 3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.  Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5. Соблюдать нормы построения текста

93.

Прямая и косвенная речь.

1

П.65-67, упр. 409

94.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора.

1

П.68-98, упр.410

95.

Диалог.

1

П.70, упр.416

96.

Предложения с косвенной речью.

1

С.244, контрольные вопросы

97.

Р.р. Сжатое изложение по упр.418

1

Упр.420

98.

Цитаты и знаки препинания при них.

1

П.72, упр.428

99.

Обобщающий урок по теме «Чужая речь»

1

повторение

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

3

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).

2. Пользоваться разными видами чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

 3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.  Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5. Соблюдать нормы построения текста, создавать тексты разных

100.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Нет

101.

Работа над ошибками

Нет

102

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Нет

        

Требования к уровню подготовки

учащихся 8 класса

(102 ч.)

Речь  речевое общение

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),  социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно  использовать лексику  и фразеологию.

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, СЛОЖНОГО), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. 

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать  дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. 

Фонетика и орфоэпия. Графика

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной  речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения  правописания и лексического  значения слова.

Лексика и фразеология

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• проводить лексический анализ слова,  характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём, синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значении слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словаре и синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать  её в процессе письма.

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Учащийся  научится

Учащийся получит возможность научиться

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского  речевого этикета в учебной деятельности и  повседневной жизни.

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевым  этикет с речевым  этикетом отдельных народов России и мира.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».