Русский язык 6 кл.

14.10.2019

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:

·         воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;

·         овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

·         приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

·         развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

·         совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика учебного предмета

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Требования к результатам освоения программы по русскому (родному) языку

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение разными видами монолога (и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

•  способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученных знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Место курса «Русский (родной) язык» 6 класс в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Язык. Речь. Общение – 3 ч. (в т. ч. 2 р/р).

Повторение изученного в 5 классе – 9 ч. (в т. ч. 1 к/р, 2 р/р).

Текст – 5 ч. (в т. ч. 5 р/р).

Лексика. Культура речи – 12 ч. (в т. ч. 1 к/р, 2 р/р).

Фразеология. Культура речи – 4 ч. (в т. ч. 1 к/р, 1 р/р).

Словообразование. Орфография. Культура речи – 34 ч. (в т. ч. 4 к/р, 12 р/р).

Морфология. Орфография. Культура речи (часть I) – 25 ч.

Имя существительное – 25 ч. (в т. ч. 3 к/р, 6 р/р).

Морфология. Орфография. Культура речи (часть II) – 99 ч.

Имя прилагательное – 25 ч. (в т. ч. 3 к/р, 6 р/р).

Имя числительное – 18 ч. (в т. ч. 2 к/р, 4 р/р).

Местоимение – 25 ч. (в т. ч. 3 к/р, 6 р/р).

Глагол – 31 ч. (в т. ч. 4 к/р, 8 р/р).

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи – 13 ч. (в т. ч. 1 к/р, 2 р/р).

Содержание программы курса «Русский язык» 6 класс

Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант, тест.

Текст

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос--гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочиненияОписание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен-существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в

 

суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Предметные

 

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

 Русский язык – один из развитых языков мира.

1ч.

Урок «открытия» нового знания

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста

Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

2

Р.Р. Язык, речь, общение.  Ситуация общения.

1ч.

Урок развития речи

Научиться различать способы передачи мысли, настроения, информации; составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры

Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

 

3

Фонетика. Орфоэпия. Фонетический разбор слова.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Освоить алгоритм проведения фонетического разбора слова, освоить навыки различения условий написания разделительных ъ и ь знаков

Выразительное чтение поэтических текстов.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры слова

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка

4

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Научиться  находить и выделять морфемы, выполнять морфемный разбор слова.

Выразительное чтение прозаических текстов.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

5

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1ч.

Урок развивающего контроля

Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, объяснять орфограммы в разных частях слова (корень, приставка) пользоваться орфографическим словарём

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

6

Части речи. Морфологический разбор слова.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Научиться производить устный и письменный морфологический разбор слова, анализировать текст

Выразительное чтение прозаических текстов.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста

Формировать навыки речевых действий: использования адекватных речевых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний

7

  Морфологический разбор слова.Орфограммы в окончаниях слов.

1ч.

Закрепление изученного материала

Научиться определять орфограммы в корне слова, проводить фонетический анализ, подбирать проверочное слово, составлять и  использовать алгорить нахождения и проверки орфограммы

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

8

Проверочная работа по теме «Части речи»

1ч.

Урок развивающего контроля

Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

9

Словосочетание.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций

Выразительное чтение прозаических текстов.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

10

Простое предложение. Знаки препинания.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Научиться применять алгоритм различения словосочетаний от предложений и других конструкций

Выразительное чтение прозаических текстов.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Научиться определять структуру сложного предложения, применять правила постановки запятой в ССП с союзом а

Выразительное чтение поэтических текстов.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры сложного предложения

Формировать навыки речевых действий: использования адекватных речевых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний

12

Прямая речь. Диалог.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Научиться оформлять прямую речь и диалог на письме

Выразительное чтение поэтических текстов;  стремление к речевому самосовершенствованию.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

13

Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение»

1ч.

Урок развивающего контроля

Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

14-15

Входной контроль (контрольный тест). Работа над ошибками

2 ч.

Урок контроля

Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

16

Р/Р Текст, его особенности.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Научиться определять текст по форме, виду речи, типу речи, выделять устойчивые разновидности текстов

Осознавать красоту и выразительность речи;  стремление к речевому самосовершенствованию.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

17

Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1ч.

Научиться определять тему и основную мысль текста

Представлять конкретное содержание

18

Р/Р Начальные и конечные предложения текста.

1ч.

Урок актуализации знаний и умений

Научиться определять тип речи текста на основе его языковых и композиционных признаков; выделять ключевые слова в тексте разных типов речи

Осознавать красоту и выразительность речи;  стремление к речевому самосовершенствованию.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

19

Р/Р Ключевые слова.

1ч.

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

20

Р/Р Основные признаки текста.

1ч.

21

Текст и стили речи.

1ч.

Комбинированный урок

Научиться составлять текст на основе композиционных и языковых признаков типа и стиля речи

Осознавать роль слова в выражении мысли.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

22

Официально-деловой стиль речи.

1ч.

23-24

Слово и его лексическое значение.

1ч.

Урок актуализации знаний и умений

Научиться с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, отличать омонимы и многозначные слова, синонимы, антонимы

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к  самосовершенствованию.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

25

Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»

1ч.

Урок развивающего контроля

Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

26

Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

1ч.

Урок развития речи

Научиться находить материал для сочинения-описания по картине из словаря синонимов, толкового словаря, справочных материалов, составлять план сочинения-описания картины

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Представлять конкретное содержание и передавать его в письменной и устной форме

27

Общеупотребительные слова.

1ч.

Урок усвоения новых знаний

Научиться различать слова общеупотребительные и необщеупотребительные

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения его лексического состава

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

28

Профессионализмы.

1ч.

Урок усвоения новых знаний

29

Диалектизмы.

1ч.

Урок усвоения новых знаний

Научиться определять диалектизмы в тексте, формировать навыки лингвистического анализа

Формировать навыки работы в группе

30-31

Р/Р Сжатое изложение

2ч.

Урок развития речи

Знать приёмы сжатия текста; формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключения и обобщения; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами в письменной форме.

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме

Соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

32-33

Исконно русские и заимствованные слова.

2ч.

Урок усвоения новых знаний

Научиться различать лексику исконно русскую и заимствованную, составлять текст лингвистического описания по алгоритму выполнения задачи

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка

34

Новые слова (неологизмы)

1ч.

Урок усвоения новых знаний

Научиться определять неологизмы в тексте художественной литературы, публицистических текстах

35

Устаревшие слова.

1ч.

Урок усвоения новых знаний

Научиться определять устаревшие слова в тексте художественной литературы и объяснять их значение

36

Р/Р Словари.

1ч.

Урок комплексного применения знаний и умений

Научиться читать и понимать содержание словарной статьи, определять лексическое значение слова

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Представлять конкретное содержание и передавать его в письменной и устной форме

37-38

Р/Р Семинар «Как это по-русски?»

2ч.

Урок развивающего контроля

Научиться составлять словарную статью, конструировать текст типа речи описание по алгоритму выполнения задания

39-40

Обобщающие уроки по теме «Лексика»

2ч.

Урок систематизации и обобщения

Научиться применять правила написания гласных и согласных в корне и окончании, определять часть речи, тему текста, его основную мысль

Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала

Формировать навыки речевых действий: использования адекватных речевых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений

41

Контрольная работа по теме «Лексика»

1ч.

Урок развивающего контроля

Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

42-43

Фразеологизмы.

2ч.

Урок усвоения новых знаний

Научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в языке

Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа

Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования фразеологизмов

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе

44

Р/Р Источники фразеологизмов.

1ч.

Урок актуализации знаний и умений

Научиться составлять текст лингвистического описания по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; осознание отражения во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа;  стремление к речевому самосовершенствованию.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста лингвистического описания

Представлять конкретное содержание и передавать его в письменной и устной форме

45

Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи».

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Научиться определять структуру и значение фразеологизмов, составлять текст с использованием фразеологизмов

Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствлвать продуктивной кооперации

46

Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи»

1ч.

Урок развивающего контроля

Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Использование адекватных речевых средств для отображения своих чувств и мыслей

47-48

Морфемика и словообразование.

2ч.

Урок актуализации знаний и умений

Научиться выделять состав слова и определять путь (способ) его образования

Осознавать возможность русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова

Использовать адекватные речевые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки

49

Р/Р Описание помещения.

1ч.

Урок развития речи

Научиться составлять план текста-описания помещения, определять композиционные и языковые признаки типа речи

Осознание эстетической ценности русского языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  конструирования и исследования текста

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

50-51

Основные способы образования слов в русском языке.

2ч.

Комбинированный урок

Научиться применять алгоритм выявления способа словообразования

Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

52

Практикум по словообразованию

1ч.

Урок развивающего контроля

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон

Способность к самооценке.

53-54

Р/Р Этимология слов.

2ч.

Комбинированный урок

Научиться работать со словарём

Интерес к изучению языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования текста (словарной статьи)

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

55

Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование»

1ч.

Урок развивающего контроля

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме

Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

56-57

Р/Р Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

2ч.

Урок развития речи

Научиться находить и выделять композиционные и языковые особенности текста-описания, находить сказуемое в предложении

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста-описания

Управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать)

58

Буквы а и о в корнях -кос- -

- кас-.

1ч.

Комбинированный урок

Научиться различать условия различения –кос- - -кас-, -гор- -

- гар-, -зор- -

- зар-. 

Интерес к изучению языка.

Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования слова

59

Буквы а и о в корнях -гор- -

- гар-.

1ч.

60

Буквы а и о в корнях -зор- -

- зар-.

1ч.

61

Буквы ы и и после приставок.

1ч.

Комбинированный урок

Научиться применять правило написания букв ы и и после приставок

Интерес к изучению языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования языковых единиц

Управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать)

62-63-64

Гласные в приставкахпре- и при-.

3ч.

Комбинированный урок

Научиться объяснять написание гласных е и и в приставках пре- и при-

Интерес к изучению языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов с приставками пре- и при-

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

65

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

1ч.

Урок актуализации знаний и умений

Научиться реализовывать алгоритм написания соединительных гласных о и е в сложных словах

Интерес к изучению языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования сложных и сложносокращённых слов

Управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, умение убеждать)

66

Сложносокращённые слова.

1ч.

Комбинированный урок

Научиться реализовывать алгоритм конструирования и написания сложносокращённых слов

Интерес к изучению языка.

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка

67-68

Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

2ч.

Урок развития речи

Научиться составлять план к сочинению-описанию картины

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе  исследования и конструирования текста

69

   

70

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Контрольный словарный диктант.

1ч.

Урок комплексного применения знаний и умений

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон

Стремление  к совершенствованию собственной речи.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

71-72

Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

3ч.

Урок систематизации и обобщения

Отвечать на контрольные вопросы по разделу; группировать слова по способу образования; правильно писать слова с изученными видами орфограмм

Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

73

Контрольный диктант по теме «Словобразование»

1 ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся ошибки и отработать их

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

74

Контрольный  тест

1 ч.

75

       

76-77

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

3ч.

Урок актуализации знаний и умений

Научиться выявлять грамматические признаки имени существительного по алгоритму выполнения действий

Интерес к изучению языка,  способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка

78

Разносклоняемые имена существительные.

1ч.

Урок усвоения новых знаний

Знать перечень разносклоняемых имён существительных

79

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

1ч.

Урок комплексного применения знаний и умений

Знать правило употребления буквы е в безударном суффиксе  -ен- существительных на -мя; употреблять существительные  на   -мяв указанных падежах; правильно писать существительные  на   -мя;

Интерес к изучению языка; способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка

80

Р/Р Русские имена

1ч.

Урок развития речи

Знать цели и особенности устного публичного выступления;; составлять устное публичное выступление; использовать рабочие материалы.

Стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса

Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе  исследования и конструирования текста

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка

81-82

Несклоняемые имена существительные.

2ч.

Урок усвоения новых знаний

Знать склонение существительных; понятие и лексические группы несклоняемых существительных; правильно употреблять их в речи

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе  конструирования словосочетаний

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

83

Род несклоняемых имён существительных.

1ч.

Комбинированный урок

Знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительным

Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе  конструирования текста-описания

Управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, умение убеждать)

84

Имена существительные общего рода.

1ч.

Урок усвоения новых знаний

Знать группы существительных общего рода; правильно употреблять  в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе  анализа текста

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка

85

Морфологический разбор имени существительного.

1ч.

Урок комплексного применения знаний и умений

Знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.

Стремление  к совершенствованию собственной речи

Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

86

Р/Р Сочинение-описание впечатлений.

1ч.

Урок развития речи

Определять основную мысль текста сочинения; использовать композиционные элементы текста, создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям.

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

Объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе  исследования и конструирования текста

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка

87

Проверочная работа по теме

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся ошибки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения теста

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

88-89

Не с именами существительными.

2ч.

Комбинированный урок

Знать условия выбора написания не с именами существительными и правильно писать их

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе решения задачи

Формировать навыки работы в группе

90-91

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

2ч.

Комбинированный урок

Знать условия выбора буквч и щ в суффиксе -чик (-щик); правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний и анализа теста

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки

92

Гласные в суффиксах существительных -еки -ик.

1ч.

Комбинированный урок

Знать условия выбора гласных в суффиксах существительных -ек и –ик; употреблять существительные их в речи

93-94

95

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

2ч.Хочу такой сайт

Комбинированный урок

Правильно писать  гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных;  

96

Проверочная работа по теме

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся ошибки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения теста

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

97-98

Обобщающие уроки по теме «Имя существительное»

3ч.

Урок систематизации и обобщения

Отвечать на контрольные вопросы по разделу; группировать слова по способу образования; правильно писать слова с изученными  видами орфограмм

Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

99

Контрольная работа по теме

1 ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; отработать их

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

100

         

101

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

1ч.

Урок актуализации знаний и умений

Знать характеристику прилагательного по значению, по постоянным и непостоянным признаками синтаксической роли

Интерес к изучению языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательного

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

102-103

Р/Р Описание природы.

2ч.

Урок развития речи

Знать структуру текста описания; содержание понятия «пейзаж»; описание природы в художественном стиле; об использовании выразительных средств в описании

Интерес к созданию текста; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы

Управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать)

104-105-106

Степени сравнения имён прилагательных.

3ч.

Комбинированный урок

Знать содержание понятия «степени сравнения имён прилагательных»; способы образования сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования степеней сравнения прилагательных

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

107

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1ч.

Комбинированный урок

Знать основу деления прилагательных на три разряда; определение качественных прилагательных, распознавать качественные прилагательные в тексте

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования части речи

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

108

Р/Р Сочинение-описание местности

1ч.

Урок развития речи

Научиться составлять план текста-описания помещения, определять композиционные и языковые признаки типа речи

Осознание эстетической ценности русского языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  конструирования и исследования текста

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

109

Относительные прилагательные.

2ч.

Комбинированный урок

Знать определение относительных прилагательных, их смысловые и грамматические признаки; различать разряды прилагательные.

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

110

Р.Р. Выборочное изложение 

1ч.

Урок развития речи

Знать о роли деталей в художественном описании. Уметь составлять план исходного текста; создавать текст на основе исходного.

Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

111

Притяжательные прилагательные.

1ч.

Комбинированный урок

Знать определение притяжательных прилагательных; структурные особенности притяжательных прилагательных; об употреблении разделительного ь в притяжательных прилагательных

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  конструирования текста презентации теоретического материала

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

112

Морфологический разбор имени прилагательного.

1ч.

Комплексный урок

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Стремление  к совершенствованию собственной речи.  Способность к самооценке.

113

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся ошибки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

114-115

Не с прилагательными.

2ч.

Комбинированный урок

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с именами прилагательными

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения и закрепления материала

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

116

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

1ч.

Комбинированный урок

Знать условия выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах  прилагательных

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения изученного правила

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

117

Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

118-119

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Словарный диктант.

2ч.

Комбинированный урок

Знать условия выбора одной и двух букв н  суффиксах прилагательных; знать слова- исключения

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли

120

Р/Р Описание игрушки

1ч.

Урок развития речи

Научиться составлять план текста-описания помещения, определять композиционные и языковые признаки типа речи

Осознание эстетической ценности русского языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  конструирования и исследования текста

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

121

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

1ч.

Комбинированный урок

Знать условия различения на письме  суффиксов прилагательных -к- и -ск-; правильно образовывать прилагательные с данными суффиксами

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования и конструирования слова, анализа текста

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

122-123

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2ч.

Комбинированный урок

Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, правильно образовывать сложные прилагательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке

124

Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных»

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

125

             

126

Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное».

Контрольный тест

2ч.

Урок систематизации и обобщения

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; подбирать примеры; выполнение теста.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

127

Контрольная работапо теме «Имя прилагательное»

.

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки

Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

128

Р/Р Публичное выступление на тему «Народные промыслы».

1ч.

Урок развития речи

Знать цели и особенности устного публичного выступления; составлять устное публичное выступление в соответствии с целью и ситуацией общения

Интерес к созданию текста; достаточный объём словарного запаса при создании текста устного выступления.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста

129

Имя числительное как часть речи.

2ч.

Комбинированный урок

Знать характеристику числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; употреблять числительные в речи.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы

130

Простые и составные числительные.

1ч.

Комбинированный урок

Знать о делении числительных на простые и составные; записывать числа словами; правильно произносить числительные.

Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы

131

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1ч.

Комбинированный урок

Знать условия выбора мягкого знака на конце и в середине числительных

132

Порядковые числительные.

1ч.

Комбинированный урок

Знать значение порядковых числительных, особенности их склонения; сочетать с существительными

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе составления сравнительной таблицы

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

133

Разряды количественных числительных.

1ч.

Комбинированный урок

Знать разряды количественных числительных, их различие и употребление в речи

134-135

Числительные, обозначающие целые числа.

2ч.

Комбинированный урок

Знать об употреблении буквы и в падежных окончаниях числительных; особенности склонения количественных числительных

Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний и выполнения лабораторной работы

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

136

Дробные числительные.

1ч.

Комбинированный урок

Знать структуру дробных числительных; особенности их склонения

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

137

Собирательные числительные.

1ч.

Комбинированный урок

Знать значение собират. числительных; группы существительных, с которыми сочетаются собират. Числительные, склонение

Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе работы со словарём

Использовать адекватные языковые средства для речевых высказываний

138

Р/Р Употребление числительных в речи

1ч.

Урок развития речи

Определять основную мысль текста сочинения; создавать юмористический рассказ по рисунку.

Интерес к созданию текста; достаточный объём словарного запаса при создании текста

Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе конструирования текста

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

139

Проверочная работа по теме «Имя числительное»

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

140

Морфологический разбор имени числительного.

1ч.

Урок комплексного применения знаний и умений

Знать порядок морфологического разбора имени числительного. Уметь производить морфологический разбор имени числительного.

Стремление  к совершенствованию собственной речи. Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора числительного

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

141

Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; подбирать примеры

Способность к самооценке.

Достаточный объём словарного запаса при создании текста устного выступления.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

142

Контрольная работапо теме «Имя числительное»

.

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки

143

Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!»

1ч.

Урок развития речи

Составлять устное публичное выступление в соответствии с целью и ситуацией общения

144

Местоимение как часть речи.

1ч.

Урок актуализации знаний и умений

Знать характеристику местоимений по значению, его морфологические признаки и синтаксическую роль; исправлять недочёты в употреблении местоимений.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с местоимениями

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

145-146

Личные местоимения.

2ч.

Комбинированный урок

Знать особенности склонения личных местоимений; правило написания предлогов с личными местоимениями; знать о появлении буквын у местоимений 3-го лица

Использование норм речевого этикета в собственной речевой практике; способность к самооценке.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

147

Возвратное местоимение себя.

1ч.

Комбинированный урок

Знать значение и морфологические особенности возвратного местоимения себя, его синтаксическую функцию

Интерес к изучению языка; способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

148

Р/Р Рассказ по рисункам

1ч.

Урок развития речи

Знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию повествования; осуществлять осознанный выбор языковых средств

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

149

Вопросительные местоимения.

1ч.

Комбинированный урок

Знать значение, морфологические особенности и синтаксическую функцию вопросительных и относительных местоимений; особенности их склонения  

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфемного анализа слов, выполнения сравнительного анализа

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

150

Относительные местоимения

1ч.

151

Неопределенные местоимения.

1ч.

Комбинированный урок

Знать значение, особенности образования и склонения неопределенных местоимений; их правописание

152-153-154

Отрицательные местоимения.

3ч.

Комбинированный урок

Знать значение, особенности образования и склонения отрицательных местоимений; их правописание

155

Притяжательные местоимения.

1ч.

Комбинированный урок

Знать значение, морфологические особенности и синтаксическую функцию притяжательных местоимений; их употребление

Использование норм речевого этикета в собственной речевой практике; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфологических признаков слов

156-157

Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

2ч.

Урок развития речи

Знать особенности рассуждения как типа речи; композицию (тезис, аргумент, вывод); создавать текст-рассуждение

Интерес к созданию собственного текста

Объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе конструирования текста

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы

158

Указательные местоимения.

1ч.

Комбинированный урок

Знать особенности склонения указательных местоимений

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования местоимений

Эффективно сотрудничать, способствовать кооперации

159

Р/Р Текст и план текста

1ч.

Урок развития речи

Определять тип речи текста; составлять план предложенного текста.

Достаточный объём словарного запаса при создании текста устного выступления,  стремление к речевому самосовершенствованию

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

160

Определительные местоимения.

1ч.

Комбинированный урок

Знать значение, морфологические особенности и синтаксическую функцию определительных местоимений

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

161

Местоимения и другие части речи.

1ч.

Урок актуализации знаний и умений

Знать, что местоимения выделяются по признаку сходства с другими частями речи; определять, какие местоимения замещают другие части речи

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста публичного выступления

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы

162

Морфологический разбор местоимения.

1ч.

Урок комплексного применения знаний и умений

Знать порядок морфологического разбора местоимения. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный)

Стремление  к совершенствованию собственной речи. Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

163

Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

1ч.

Урок развития речи

Знать композицию текстов всех функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение), их языковые особенности

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

164-165

Обобщающие уроки по теме «Местоимение».

2ч.

Урок систематизации и обобщения

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; подбирать примеры

Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

166

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки

167-168-169

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

3ч.

Урок актуализации знаний и умений

Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; правильно употреблять глаголы в речи.

Интерес к изучению языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

170

Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу

1ч.

Урок развития речи

Знать особенности рассказа как жанра повествования; находить речевые недочёты в собственном тексте.

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

171

Повторение: способы образования глаголов

1ч.

Урок актуализации знаний и умений

Правильно отвечать на вопросы по изученному разделу; подбирать примеры

Способность к самооценке.

172

Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

173

Разноспрягаемые глаголы.

1ч.

Комбинированный урок

Знать особенности спряжения глаголовхотеть, бежать, есть, дать; употребление разноспрягаемых глаголов в речи

Стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия

174-175-176

Глаголы переходные и непереходные

3ч.

Комбинированный урок

Знать особенности сочетаемости переходных и непереходных глаголов; знать о непереходности возвратных глаголов

Стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы

177

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

1ч.

Комбинированный урок

Знать об изменении глаголов по наклонениям; изъявительное наклонение и его формы

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования наклонения глаголов

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

178

Р/Р Изложение.

1ч.

Урок развития речи

Знать композицию рассказа, порядок следования частей рассказа. Уметь составлять план исходного текста

Интерес к пересказу исходного текста

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе компрессии текста

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

179-180

Условное наклонение.

2ч.

Комбинированный урок

Знать об образовании форм глаголов в условном наклонении; об изменении глаголов

Способность к самооценке; выразительное чтение стихотворного текста.

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов в условном и повелительном наклонении

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

181-182-183

Повелительное наклонение.

3ч.

Комбинированный урок

Знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении;

184

Р/Р Сочинение по рисункам.

1ч.

Урок развития речи

Знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе конструирования текста

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

185-186

Употребление наклонений.

Контрольный словарный диктант.

2ч.

Урок комплексного применения знаний и умений

Знать об употреблении форм одних наклонений в значении других, об употреблении неопределенной формы глаголов (инфинитива) в значении повелительного наклонения; определять наклонение

Способность к самооценке; выразительное чтение стихотворного текста; осознание роли интонации в выражении мыслей и чувств.

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов

187

Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов»

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

188-189

Безличные глаголы.

2ч.

Комбинированный урок

Знать определение безличных глаголов, их формы, лексическое значение; знать об употреблении безличных глаголов в речи

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

190

Морфологический разбор глагола.

1ч.

Урок комплексного применения знаний и умений

Знать порядок морфологического разбора глагола. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола.

Стремление  к совершенствованию собственной речи. Способность к самооценке

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

191

Р/Р Рассказ на основе услышанного.

1ч.

Урок развития речи

Создавать текст сочинения-повествования с включением рассказа на основе услышанного.

Интерес к созданию текста; стремление к речевому самосовершенствованию

Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе конструирования текста

Организовывать и планировать учебное сотрудничество

192

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1ч.

Комбинированный урок

Знать условия выбора гласных букв в суффиксах глаголов -ова- (-ева- )/-ыва- (-ива-)

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов проверки орфограмм и применения правил

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

193

Проверочная работа по теме

1ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; орфографические и пунктуационные навыки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе выполнения работы

194-195

Обобщающие уроки по теме «Глагол»

2ч.

Урок систематизации и обобщения

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план сообщения о глаголе как части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами

Способность к самооценке; выразительное чтение стихотворного текста.

Объяснять языковые явления, отношения, выявляемые в ходе повторения темы

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

196

Контрольная  работа по теме «Глагол»

1 ч.

Урок контроля

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

197

Разделы науки о языке.  Орфография.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Знать основные единицы языка, изученные в 5 и 6 классах; разделы науки о языке, изучающие эти единицы

Способность к самооценке

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и составления текста

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

198

Пунктуация.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении

Осознание роли пунктуации в письменной речи.

199

Лексика и фразеология.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Знать предмет изучения лексики, фразеологии

Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

200

Словообразование.

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Знать предмет изучения словообразования; морфемы; основные способы образования слов

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

201

Морфология. Синтаксис

1ч.

Урок систематизации и обобщения

Знать предмет изучения морфологии и синтаксиса;  отличие словосочетания от предложения;

Способность к самооценке.

202-203

Итоговый контроль)

2ч.

Урок контроля

Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста и выполнения контрольной работы

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

204

Подведение итогов года

1ч.

Урок повторения

Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год.

Осознание учащимися своих достижений в изучении родного языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов и предложений

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

 

 

 

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

К.Р. Итоговый тест.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».