Русский родной язык 8 кл.

08.10.2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций по русскому языку для 8 классов и в соответствии с учебным планом МБОУ - СОШ на 2019 – 2020 учебный год.

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

·         воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

·         совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 

·         углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

·         совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

·         развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Место учебного курса « Родной язык» в учебном плане

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Количество часов: всего – 68 ; в неделю – 2 часа.

Основные содержательные линии программы

учебного предмета «Русский родной язык»

 

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

 

Планируемые результаты

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

Ученик научится:

·         подбирать к словам синонимы, антонимы;

·         истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

·         понимание особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

·         понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением;

·         понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;

·         понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений.

Ученик получит возможность научиться:

·         правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения;

·         характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;

·         понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;

·         понимать национально- культурное своеобразия диалектизмов;

·         понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений.

Овладение основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Ученик научится:

·         анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

·         корректировать речь с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

·         соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

·         обогащать активный словарный запас;

·         расширять объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке;

·         соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка.


Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

·         осуществлять контроль в констатирующей и предвосхищающей позиции;

·         корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

·         адекватной оценке трудностей;

·         адекватной оценке своих возможностей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

·         владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

·         адекватно воспринимать устную и письменную речь;

·         точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

·         соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

 

Личностные учебные действия:

·         воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

·         приобщение к литературному наследию своего народа;

·         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

·         осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

·         обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку

8 класс.

Тема

Часы

Дата

 

Язык и культура. (21 часа)

 

   

1-3

Исконно русская лексика и её особенности.

 

3

 

4-6

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.

 

3

 

7-9

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

 

3

 

10

Закрепление. Работа со словарём.

 

1

 

11-12

Речевой этикет в русской культуре.

 

2

 

13-14

Основные особенности речевого этикета.

 

2

 

15

Проверочная работа №1

 

1

 

16-18

Русский человек в обращении к другим.Хочу такой сайт

 

3

 

19

Закрепление по разделу : «Язык и культура.»

 

1

 

20

Контрольная работа.

 

1

 

21

Работа над ошибками.

 

1

 
 

Культура речи. (16часов)

 

   

22-24

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

 

3

 

25-26

Нормы употребления терминов.

 

2

 

27

Проверочная работа №2

 

1

 

28-30

Трудные случаи согласования в русском языке.

 

3

 

31

Закрепление. Работа со словарём.

 

1

 

32-34

Особенности современного речевого этикета.

 

3

 

35

Закрепление по разделу: «Культура речи.»

 

1

 

36

Контрольная работа.

 

1

 

37

Работа над ошибками.

 

1

 
 

Речь. Текст. (28 часа)

 
   

38-39

Информация: способы и средства её получения и переработки.

 

2

 

40-41

Слушание как вид речевой деятельности.

 

2

 

42-43

Эффективные приёмы слушания.

 

2

 

44

Закрепление. Работа со словарем.

 

1

 

45

Аргументация.

 

1

 

46-47

Правила эффективной аргументации.

 

2

 

48

Проверочная работа.

 

1

 

49-50

Доказательство его структура.

 

2

 

51

Виды доказательств.

 

1

 

52-53

Разговорная речь. Самопрезентация.

 

2

 

54

Повторение пройденного. Работа со словарём.

 

1

 

55-56

Научный стиль речи. Реферат.

 

2

 

57-58

Учебно-научная дискуссия.

 

2

 

59-61

Язык художественной литературы.

 

3

 

62

Сочинение в жанре письма.

 

1

 

63

Закрепление по разделу: «Речь. Текст.»

 

1

 

64

Контрольная работа.

 

1

 

65

Работа над ошибками.

 

1

 

66-68

Повторение пройденного.

 

3

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».