08.10.2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» разработана
на основе требований федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной
язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»,
примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций по русскому языку для 8 классов и в соответствии с
учебным планом МБОУ - СОШ на 2019 – 2020 учебный год.
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по
учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О
языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана
для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение
русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы
ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка,
обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского
языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а
также особенностями функционирования русского языка в разных регионах
Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка
актуализируются следующие цели:
·
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а
через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
·
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
·
углубление и при необходимости расширение знаний о таких
явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об
основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского
языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
·
совершенствование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
·
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного курса « Родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе
требований к предметным результатам освоения основной образовательной
программы, представленной в федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования.
Количество часов: всего – 68 ; в неделю – 2 часа.
Основные
содержательные линии программы
учебного предмета
«Русский родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского
родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в
образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки
программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса
русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» –
представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка
и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа,
национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и
специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира,
овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на
формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию
русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего
поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и
произвольного использования норм русского литературного языка для создания
правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной
форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства
и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность.
Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование
видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной
речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных
для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации,
оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра,
выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать
тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
Планируемые результаты
Предметные результаты изучения учебного
предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны
быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и
реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа,
говорящего на нём:
Ученик научится:
·
подбирать к словам синонимы, антонимы;
·
истолковывать значения слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;
·
понимание особенности употребления слов с суффиксами субъективной
оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох;
·
понимать слова с живой внутренней формой, специфическим
оценочно-характеризующим значением;
·
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом;
·
понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений.
Ученик получит возможность научиться:
·
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения
в современных ситуациях речевого общения;
·
характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика
исконно русская и заимствованная;
·
понимать процессы заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур;
·
понимать национально- культурное своеобразия диалектизмов;
·
понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений.
Овладение основными нормами русского литературного языка,
нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в
речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Ученик научится:
·
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужую и собственную речь;
·
корректировать речь с учетом её соответствия основными нормами
литературного языка;
·
соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка и правил речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
·
обогащать активный словарный запас;
·
расширять объём используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке;
·
соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы
современного русского литературного языка.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
·
осуществлять контроль в констатирующей и предвосхищающей
позиции;
·
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
·
адекватной оценке трудностей;
·
адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
·
владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное
речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
·
адекватно воспринимать устную и письменную речь;
·
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку
зрения по поставленной проблеме;
·
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и
письменной речи и правила русского речевого этикета.
Личностные учебные действия:
·
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на
родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа;
·
приобщение к литературному наследию своего народа;
·
формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа;
·
осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
·
обогащение активного и потенциального словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета.
Календарно-тематическое
планирование по родному русскому языку
8
класс.