08.10.2019
Рабочая
программа разработана в соответствии с:
·
законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
·
Федеральным образовательным стандартом основного общего
образования (2010 год);
·
письмом департамента общего образования Министерства образования и
науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе
основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
·
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644
"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего
образования";
·
приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря
2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
·
примерной основной образовательной программой основного общего
образования;
·
основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ «Арх-Голицынсчкая ООШ»
·
учебным планом МБОУ «Арх-Голицынская ООШ»
·
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе
в общеобразовательных школах в 2019-2020 учебном году с изменениями и
дополнениями;
Данная программа
рассчитана на 68 часа, в соответствии с годовым учебным планом на 2019-2020 уч.
год, годовым календарным учебным графиком.
Личностные:
·
воспитание ценностного отношения к родному
языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в
культурно - языковое поле своего народа;
·
приобщение к литературному наследию своего
народа;
·
формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа;
·
осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Метапредметные:
·
обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во
всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
·
получение знаний о родном языке как системе и
как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные:
·
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории
народа, говорящего на нём:
·
осознание роли русского родного языка в жизни
общества и государства, в современном мире;
·
осознание роли русского родного языка в жизни
человека;
·
осознание языка как развивающегося явления,
взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
·
осознание национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка;
·
понимание и истолкование значения слов с
национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;
·
понимание особенностей употребления слов с
суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимание
слов с живой внутренней формой;
·
осознание национального своеобразия
общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов,
обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание,
характеристика.
·
понимание и истолкование значения
фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование
истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их
в современных ситуациях речевого общения;
·
понимание и истолкование значения пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и
выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и
выражений в современных ситуациях речевого общения;
·
характеристика лексики с точки зрения
происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;
·
понимание процессов заимствования лексики как
результата взаимодействия национальных культур;
·
характеристика заимствованных слов по
языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые
древние и более поздние);
·
распознавание старославянизмов, понимание роли
старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая
характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие);
·
понимание роли заимствованной лексики в
современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из
языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения
иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних
десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин
изменений в словарном составе языка;
·
перераспределения пластов лексики между
активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с
национально-культурным компонентом;
·
определение значения современных неологизмов,
характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
·
определение различий между литературным языком
и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание
национально-культурного своеобразия диалектизмов;
·
осознание изменений в языке как объективного
процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее
представление об активных процессах в современном русском языке;
·
соблюдение норм русского речевого этикета;
понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с
речевым этикетом других народов;
·
использование словарей, в том числе
мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря,
особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей
устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,
этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей
синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
·
Овладение основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний:
·
стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
·
осознание важности соблюдения норм современного
русского литературного языка для культурного человека;
·
анализ и оценивание с точки зрения норм
современного русского литературного языка чужой и собственной речи;
корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного
языка;
·
соблюдение на письме и в устной речи норм
современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
·
обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и
стилю общения;
·
стремление к речевому самосовершенствованию;
·
формирование ответственности за языковую
культуру как общечеловеческую ценность;
·
осознанное расширение своей речевой практики,
развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои
языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
·
соблюдение основных орфоэпических и
акцентологических норм современного русского литературного языка:
·
различение произносительных различий в русском
языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
·
различение вариантов орфоэпической и акцентологической
нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической
нормы;
·
употребление слов с учётом стилистических
вариантов орфоэпической нормы;
·
понимание активных процессов в области
произношения и ударения;
·
соблюдение основных лексических норм
современного русского литературного языка:
·
нормы употребления синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов;
·
употребление слова в соответствии с его
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
·
употребление терминов в научном стиле речи, в
публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание
частотных примеров тавтологии и плеоназма;
·
различение стилистических вариантов лексической
нормы;
·
употребление имён существительных,
прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
·
употребление синонимов, антонимов, омонимов с
учётом стилистических вариантов лексической нормы;
·
различение типичных речевых ошибок;
·
редактирование текста с целью исправления
речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
·
соблюдение основных грамматических норм
современного русского литературного языка:
·
различение вариантов грамматической нормы:
·
соблюдение основных норм русского речевого
этикета;
·
ситуациях делового общения;
·
понимание активных процессов в русском речевом
этикете;
·
соблюдение основных орфографических норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном
курсе);
·
соблюдение основных пунктуационных норм
современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном
курсе);
·
использование толковых, в том числе
мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова,
особенностей употребления;
·
использование орфоэпических, в том числе
мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного
произношения слова; вариантов произношения;
·
использование словарей синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;
·
использование грамматических словарей и
справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в
процессе редактирования текста;
·
использование орфографических словарей и
справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и
постановки знаков препинания в письменной речи.
·
Совершенствование различных видов устной и
письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения
при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
·
владение различными видами слушания (детальным,
выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи,
·
учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
·
владение различными видами чтения
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
·
умение дифференцировать и интегрировать
информацию прочитанного и прослушанного текста;
·
умение соотносить части прочитанного и
прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические
связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
·
проведение анализа прослушанного или
прочитанного текста;
·
владение умениями информационной переработки
прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной
безопасности при общении в социальных сетях;
·
уместное использование коммуникативных
стратегий и тактик устного общения;
·
участие в беседе, споре, владение правилами
корректного речевого поведения в споре;
·
умение строить устные учебно-научные сообщения
различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать
участие в учебно-научной дискуссии;
·
владение умениями учебно-делового общения:
убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об
объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
·
создание устных и письменных текстов описательного
типа
·
создание устных и письменных текстов
аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в
учебно-научном общении;
·
создание текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности;
·
чтение, комплексный анализ и создание текстов
публицистических жанров;
·
чтение, комплексный анализ и интерпретация
текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов;
·
редактирование собственных текстов с
целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
7 КЛАСС (34 ЧАСа)
Раздел
1. Язык и культура
Русский
язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине
ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация
устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер,
агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические
заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема
культуры речи.
Раздел
2. Культура речи
Основные
орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах
страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы
постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚
на гору)
Основные
лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы
и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы
управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные
грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить,
учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚
формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи
однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты
грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь
– машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).
Речевой
этикет
Русская
этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚
сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в
разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования
изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел
3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык
и речь. Виды речевой деятельности
Традиции
русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст
как единица языка и речи
Текст,
основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды
абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного
типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные
разновидности языка
Разговорная
речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой
и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический
стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные
особенности.
Язык
художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Календарно- тематическое планирование по родному русскому языку
7 класс.
№ |
Тема |
Часы |
|
|
Язык и культура |
|
|
1-3 |
Русский
язык как развивающееся явление. |
3 |
|
4-5 |
Устаревшие
слова- живые свидетели истории. |
2 |
|
6 |
Историзмы. |
1 |
|
7 |
Проверочная
работа №1 |
1 |
|
8-9 |
Архаизмы
в составе устаревших слов русского языка. |
2 |
|
10 |
Особенности
архаизмов. |
1 |
|
11 |
Закрепление
пройденного. Работа с толковым словарём. |
1 |
|
12-14 |
Употребление
устаревшей лексики в новом контексте. |
3 |
|
15-17 |
Употребление
иноязычных слов как проблема культуры речи. |
3 |
|
18 |
Закрепление
по разделу: «Язык и культура.» |
1 |
|
19 |
Контрольная
работа. |
1 |
|
20 |
Работа
над ошибками. |
1 |
|
|
Культура речи. |
|
|
21-22 |
Основные
орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
2 |
|
23 |
Ударение. |
1 |
|
24-26 |
Нормы
ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. |
3 |
|
27-29 |
Трудные
случаи употребления паронимов. |
3 |
|
30 |
Словарная
работа. Работа с этимологическим словарём. |
1 |
|
31-33 |
Типичные
грамматические ошибки. |
3 |
|
34 |
Традиции
русской речевой манеры общения. |
3 |
|
36 |
Нормы
русского речевого и невербального этикета. |
3 |
|
37 |
Закрепление
по разделу: «Культура речи.» |
1 |
|
38 |
Контрольная
работа |
1 |
|
39 |
Работа
над ошибками. |
1 |
|
|
Речь. Текст. |
|
|
40-42 |
Традиции
русского речевого общения. |
3 |
|
43-44 |
Текст. |
2 |
|
45 |
Виды
абзацев. |
1 |
|
46-48 |
Заголовки
текстов, их типы. |
3 |
|
49 |
Закрепление
пройденного. Работа с толковым словарём. |
1 |
|
50-51 |
Разговорная
речь. |
2 |
|
52 |
Спор и
дискуссия. |
1 |
|
53-54 |
Публицистический
стиль. |
2 |
|
55 |
Путевые
заметки. |
1 |
|
56-58 |
Текст рекламного
объявления, его языковые и структурные особенности. |
3 |
|
59-60 |
Язык
художественной литературы. |
2 |
|
61 |
Притча. |
1 |
|
62 |
Закрепление
по разделу: «Речь. Текст.» |
1 |
|
63 |
Контрольная
работа. |
1 |
|
64 |
Работа
над ошибками. |
1 |
|
65-68 |
Повторение
пройденного. |
4 |
|
|
|
|
|