Русский родной язык 7 кл.

08.10.2019

Рабочая программа разработана в соответствии с:

·     законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·   Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год);

·   письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;

·   приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования";

·   приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

·   примерной основной образовательной программой основного общего образования;

·         основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Арх-Голицынсчкая ООШ»

·   учебным планом МБОУ «Арх-Голицынская ООШ»

·   федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах в 2019-2020 учебном году с изменениями и дополнениями;

        Данная программа рассчитана на 68 часа, в соответствии с годовым учебным планом на 2019-2020 уч. год, годовым календарным учебным графиком.

Личностные:

·         воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа;

·         приобщение к литературному наследию своего народа;

·         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

·         осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Метапредметные:

·         обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

·         получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные:

·         Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

·         осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

·         осознание роли русского родного языка в жизни человека;

·         осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

·         осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

·         понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;

·         понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой;

·         осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.

·         понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

·         понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

·         характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;

·         понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;

·         характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);

·         распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

·         понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном составе языка;

·         перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

·         определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

·         определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

·         осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

·         соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

·         использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

·         Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний:

·         стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

·         осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

·         анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

·         соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

·         обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

·         стремление к речевому самосовершенствованию;

·         формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

·         осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

·         соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

·         различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

·         различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

·         употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

·         понимание активных процессов в области произношения и ударения;

·         соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

·         нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

·         употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

·         употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

·         различение стилистических вариантов лексической нормы;

·         употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

·         употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

·         различение типичных речевых ошибок;

·         редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

·         соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

·         различение вариантов грамматической нормы:

·         соблюдение основных норм русского речевого этикета;

·         ситуациях делового общения;

·         понимание активных процессов в русском речевом этикете;

·         соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

·         соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

·         использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

·         использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

·         использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;

·         использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

·         использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

·         Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

·         владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи,

·         учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

·         владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

·         умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста;

·         умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

·         проведение анализа прослушанного или прочитанного текста;

·         владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

·         уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения;

·         участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

·         умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

·         владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

·         создание устных и письменных текстов описательного типа

·         создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

·         создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности;

·         чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров;

·         чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов;

·         редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

   

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

7 КЛАСС (34 ЧАСа)

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Виды речевой деятельности  

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

     

Календарно- тематическое планирование по родному русскому языку

7 класс.

Тема

Часы

ДатаХочу такой сайт

 

Язык и культура

   

1-3

Русский язык как развивающееся явление.

3

 

4-5

Устаревшие слова- живые свидетели истории.

2

 

6

Историзмы.

1

 

7

Проверочная работа №1

1

 

8-9

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка.

2

 

10

Особенности архаизмов.

1

 

11

Закрепление пройденного. Работа с толковым словарём.

1

 

12-14

Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

3

 

15-17

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

3

 

18

Закрепление по разделу: «Язык и культура.»

1

 

19

Контрольная работа.

1

 

20

Работа над ошибками.

1

 
 

Культура речи.

   

21-22

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

2

 

23

Ударение.

1

 

24-26

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

3

 

27-29

Трудные случаи употребления паронимов.

3

 

30

Словарная работа. Работа с этимологическим словарём.

1

 

31-33

Типичные грамматические ошибки.

3

 

34

Традиции русской речевой манеры общения.

3

 

36

Нормы русского речевого и невербального этикета.

3

 

37

Закрепление по разделу: «Культура речи.»

1

 

38

Контрольная работа

1

 

39

Работа над ошибками.

1

 
 

Речь. Текст.

   

40-42

Традиции русского речевого общения.

3

 

43-44

Текст.

2

 

45

Виды абзацев.

1

 

46-48

Заголовки текстов, их типы.

3

 

49

Закрепление пройденного. Работа с толковым словарём.

1

 

50-51

Разговорная речь.

2

 

52

Спор и дискуссия.

1

 

53-54

Публицистический стиль.

2

 

55

Путевые заметки.

1

 

56-58

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

3

 

59-60

Язык художественной литературы.

2

 

61

Притча.

1

 

62

Закрепление по разделу: «Речь. Текст.»

1

 

63

Контрольная работа.

1

 

64

Работа над ошибками.

1

 

65-68

Повторение пройденного.

4

 
       
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».