Родная литература 8 кл.

08.10.2019

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 8 класса

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 8 класса

Сроки реализации программы – 1 года.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего –35 часов за год обучения (8 класс). 

Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях,  освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы,  развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала  России. Через литературу  передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.

Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Главными целями изучения предмета «Родная  литература (русская)» являются:

·         формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

·         развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

·         постижение произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;

·         поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

·         овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;

·         овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исследования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Основными задачами изучения предмета «Родная  литература (русская)» являются:

·         воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

·         воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;

·         формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

·         осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;

·         овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;

·         развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.

Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 8  классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.   

В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.

В ходе изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:

·         совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

·         воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;

·         усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·         формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;

·         формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·         использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;

·         осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметными  результатами изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе являются следующие:

·         самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;

·         самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;

·         соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;

·         умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;

·         формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;

·         понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:

1) в познавательной сфере:

·         понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

·         понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

·         умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

·         определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

·         владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

·         приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

·         формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

·         собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

·         понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

·         восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

·         умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

·         написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 4) в эстетической сфере:

·         понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Учебно-тематический план

8 класс

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

РР

Проект

Словесные средства выражения.

«Край родной, навек любимый…».

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVI ВЕКА

5

1

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

3

2

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

20

6

ЭКСКУРСИИ, ПРОЕКТЫ

4

2

2

ИТОГО

35

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РУССКОЙ) В 8 КЛАССЕ

Тема

Кол-во часов

1

Словесные средства выражения.

«Край родной, навек любимый…».

1

2

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Значение комического. Несоответствие как основа комического.

1

3Хочу такой сайт

Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие.

1

4

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVI ВЕКА

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности.

1

5

Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.

1

6

Творческая работа – создание тематической странички  календаря: «8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

1

7

Творческий индивидуальный проект «Путешествие в Муром».

1

8

Начало книгопечатания на Руси.

Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол». Первая  печатная русская азбука.

1

9

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета.

1

10

И. П. БогдановичОтрывки из  повести  «Душенька». Своеобразие жанра.

1

11

РР Практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века. Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

1

12

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Введение. Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

1

13

Просветительский реализм. Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.

1

14

РР Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».

1

15

Предромантизм. Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика В.А.Жуковского. «Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

1

16

РР «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся)

1

17

Неповторимые особенности русского романтизма. «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин.Место поэта в русской литературе.

1

18

«Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.

1

19

Шедевры любовной лирики  А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

1

20

РР  Музыкальная гостиная. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»

1

21

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя. Сборник «Арабески» Обзор статей.

1

22

Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»

1

23

РР Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе); составление цитатного плана статьи (работа в группе)

1

24

Развитие демократической литературы. И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды».

1

25

История любви.  Светлые воспоминания о чувстве.  Характеры героев.

1

26

Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла» «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание»

1

27

РР  ЛАТ (лингвистический анализ текста)

1

28

Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»

1

29

«Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях

1

30

А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни»

1

31

РР Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни»

1

32

Экскурсия в имение А.А.Фета (Курская область, деревня Воробьёвка) или виртуальная экскурсия «По фетовским местам»

1

33

Групповой проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета»

1

34

Итоговое занятие – защита творческого проекта.

1

35

РЕЗЕРВНЫЙ ЧАС

1

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».