08.10.2019
Рабочая программа по учебному предмету «Родная
литература (русская)» для 8 класса
Примерная рабочая программа по учебному предмету
«Родная литература (русская)» для 8 класса
Сроки реализации программы – 1 года.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего –35
часов за год обучения (8 класс).
Литература – учебный предмет, направленный на получение
знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков
чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы, развитие
образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями
словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о
богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного
потенциала России. Через литературу передаются от поколения к
поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.
Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в
качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных
текстов.
Главными целями изучения
предмета «Родная литература (русская)» являются:
·
формирование духовно развитой личности,
обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
·
развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности;
·
постижение произведений отечественной
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства русского слова, связи искусства с жизнью;
·
поэтапное, последовательное формирование
умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст;
·
овладение возможными алгоритмами
постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;
·
овладение важнейшими общеучебными
умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исследования,
планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и
обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Основными задачами изучения
предмета «Родная литература (русская)» являются:
·
воспитать духовно-развитую личность,
способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
·
воспитать любовь к родной (русской)
литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в
том числе курских писателей;
·
формировать умения воспринимать,
анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
·
осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;
·
овладевать умениями творческого чтения и
анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по
краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором
произведения, с разнообразными читательскими позициями;
·
развивать коммуникативно-эстетические
способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых
результатов – личностных, метапредметных и предметных –
устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических
задач, которые осваивают обучающиеся 8
классов, выделяя среди них государственную итоговую
аттестацию выпускников.
В результате изучения получат дальнейшее
развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные
учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся;
будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.
В ходе изучения учебного предмета «Родная литература
(русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного
чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим,
просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным
чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны
выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Личностными результатами выпускников основной школы,
формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)»,
являются:
·
совершенствование духовно-нравственных
качеств личности;
·
воспитание российской гражданской
идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края,
основ культурного наследия;
·
усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
·
формирование потребности в
систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор
произведений для чтения;
·
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
·
использование для решения познавательных
и коммуникативных задач различных источников информации: словарей,
энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
·
осознанный выбор и построение дальнейшей
индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметными результатами
изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе
являются следующие:
·
самостоятельное формирование действий
целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной
деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих
корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование
способности к проектированию;
·
самостоятельное планирование пути
достижения целей, в том числе альтернативных;
·
соотнесение своих действий с
планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе
достижения результата;
·
умение устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
·
умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
·
формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий: умение
работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать,
использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
·
понимание родной (русской) литературы
как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни.
Предметными результатами выпускников основной школы являются
следующие:
1) в познавательной сфере:
·
понимание ключевых проблем изученных
произведений родной (русской) литературы;
·
понимание связи литературных
произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
·
умение анализировать литературное
произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
·
определение в произведении элементов
сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их
роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа);
·
владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
·
приобщение к духовно-нравственным
ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
·
формулирование собственного отношения к
произведениям русской литературы, их оценка;
·
собственная интерпретация (в отдельных
случаях) изученных литературных произведений;
·
понимание авторской позиции и выражение
своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
·
восприятие на слух литературных
произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
·
умение пересказывать прозаические
произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и
цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
·
написание творческих работ на темы,
связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;
4) в эстетической сфере:
·
понимание образной природы литературы
как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений
литературы; формирование эстетического вкуса.
Учебно-тематический
план
8
класс
Тема |
Кол-во часов |
В том числе |
|
Контрольные
работы |
|||
РР |
Проект |
||
Словесные
средства выражения. «Край родной, навек любимый…». |
1 |
||
ИЗ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
2 |
||
ИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА |
5 |
1 |
1 |
ИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
3 |
2 |
|
ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
20 |
6 |
|
ЭКСКУРСИИ,
ПРОЕКТЫ |
4 |
2 |
2 |
ИТОГО |
35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РУССКОЙ) В 8 КЛАССЕ
№ |
Тема |
Кол-во
часов |
1 |
Словесные средства выражения. «Край родной, навек любимый…». |
1 |
2 |
ИЗ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Значение комического. Несоответствие как основа комического. |
1 |
Языковые
средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. |
1 |
|
4 |
ИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА «Повесть о
Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и
верности. |
1 |
5 |
Жанровый
синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция. |
1 |
6 |
Творческая
работа – создание тематической странички календаря: «8 июля –
День семьи, любви и верности. Праздник в моей семье». |
1 |
7 |
Творческий
индивидуальный проект «Путешествие в Муром». |
1 |
8 |
Начало
книгопечатания на Руси. Вклад
Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга
«Апостол». Первая печатная русская азбука. |
1 |
9 |
ИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа) Формирование
«новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные
направления. «Ведомости» – первая русская газета. |
1 |
10 |
И. П.
Богданович. Отрывки из
повести «Душенька». Своеобразие жанра. |
1 |
11 |
РР
Практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики
поэзии XVIII века. Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение
«забавой»?» |
1 |
12 |
ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Введение. Идейно-художественное богатство
литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями
русского народа. |
1 |
13 |
Просветительский
реализм. Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны
1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на
псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях. |
1 |
14 |
РР
Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях
И.А. Крылова». |
1 |
15 |
Предромантизм.
Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика В.А.Жуковского.
«Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая
песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия. |
1 |
16 |
РР «На
театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся) |
1 |
17 |
Неповторимые
особенности русского романтизма. «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин.Место
поэта в русской литературе. |
1 |
18 |
«Другу
стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения. |
1 |
19 |
Шедевры
любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной
интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я
вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что
в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при
мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др.
по выбору. |
1 |
20 |
РР
Музыкальная гостиная. Выразительное чтение наизусть стихотворений
А.С.Пушкина. Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина» |
1 |
21 |
Особенность
творческого дарования Н.В.Гоголя. Сборник «Арабески» Обзор
статей. |
1 |
22 |
Комментированное
чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине» |
1 |
23 |
РР
Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе); составление
цитатного плана статьи (работа в группе) |
1 |
24 |
Развитие
демократической литературы. И.С.Тургенев. Повесть «Вешние
воды». |
1 |
25 |
История любви.
Светлые воспоминания о чувстве. Характеры героев. |
1 |
26 |
Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её
своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла» «Мы с
тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю
иронии твоей…», «Прощание» |
1 |
27 |
РР
ЛАТ (лингвистический анализ текста) |
1 |
28 |
Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие
мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы,
природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…» |
1 |
29 |
«Денисьевский
цикл». Романтика чувства
в стихотворениях |
1 |
30 |
А.А.Фет. Своеобразие лирического мира.
Краеведение: сборник «Вечерние огни» |
1 |
31 |
РР
Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни» |
1 |
32 |
Экскурсия
в имение А.А.Фета (Курская область, деревня Воробьёвка) или виртуальная
экскурсия «По фетовским местам» |
1 |
33 |
Групповой
проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета» |
1 |
34 |
Итоговое
занятие – защита творческого проекта. |
1 |
35 |
РЕЗЕРВНЫЙ
ЧАС |
1 |