Родная литература 7 кл.

08.10.2019

 

Пояснительная записка

 

      Рабочая программа по родной литературе (русской)  для 7 класса разработана на основе следующих документов:

ü  Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г.;

ü  Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

ü  Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

ü  Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);

ü   Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения;

ü  Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 7-8 класса (70 часов)/ Под общ. редакцией М. В. Бабкиной. Рекомендовано отделением учителей русского языка и литературы  регионального УМО в системе общего образования Курской области (Протокол №5 от 11.06.2019.) – Курск: ООО «Учитель», 2019. – 20 с. 

ü  Письма Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

ü  Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

ü  Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации».

ü  Федерального  базисного учебного плана   и примерных  учебных  планов  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312, с  изменениями и дополнениями;

ü  Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"

ü  Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23.03.2007г.,  с изменениями и дополнениями;

ü  Приказа № 1-893 от 17.08. 2012 года комитета образования и науки Курской области «О внесении изменений и дополнений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 г. № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования» (с изменениями, внесенными приказами комитета образования и науки Курской области от 09.12.2011 г. № 1-1234 и от 23.03.2012 г. № 1-285)

ü  Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

ü  Приказа  Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

ü  Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Большеугонская СОШ» Льговского района Курской области

 

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы в 7 классе,   в учебном плане МБОУ «Большеугонская СОШ» в 7 классе на  изучение родной литературы (русской)  предусмотрено 35 часов  (1 час в неделю). Рабочая программа составлена на 35 часов

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•смысловое чтение;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 

Предметные результаты:

·         осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом

чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

·         понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

·         обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

·          воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

·          развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

·          овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

 

Календарно-тематическое планирование

 

№/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

Введение  1ч

1.

 

Особенности русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа.

 

 

Русский фольклор 3ч

2

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

 

 

3

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

 

 

4

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.

 

 

Древнерусская литература ( 2ч)

5

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции  древнерусской литературы.

"Поучение Владимира Мономаха".

 

 

6

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

 

 

 

Литература XVIII века (2ч)

 

7

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

 

 

8

И. И.  Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях Дмитриева.

 

«Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».

Литература XIX века  11ч

9

Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

 

 

10

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

 

 

11

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести.

 Хочу такой сайт

 

12

Н. В. Гоголь «Нос». Язык произведения, художественная деталь.

 

 

13

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал»

 

 

14

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг".

 

 

15

Афанасий Афанасьевич Фет и Курский край.

 

 

16

«Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

 

"Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", Это утро, эта радость

17

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

 

 

18

Лесков на Курской земле. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

 

 

19

Юмористические рассказы А.П. Чехова. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор.

 

 

Литература XX

20

А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист».

 

 

21

И. С. Шмелёв  Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея.

 

 

22

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе».

 

 

23

В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

 

 

24

Константин Дмитриевич Воробьёв Курский край – родина писателя. Сложная судьба писателя и основные темы творчества.

 

 

 

25

Автобиографический рассказ Воробьёва  « У кого поселяются аисты»,  Единство  всего живого на земле,

 

 

26

«К. Д. Воробьёв Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным.

 

 

27

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

 

 

28

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

 

 

29

Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества.

 

 

30

Е. И. Носов "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.

 

 

31

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Главные герои повести.

 

 

32

В. К. Железняков «Чучело» Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести

 

 

33

Евгений Кириллович Маслов Фронтовик, журналист, писатель и поэт. Тема родной земли и памяти в стихотворениях поэта.

 

 

34

Родная природа в стихотворениях Льговских поэтов

 

 

35

Итоговое занятие. Что читать летом

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».