08.10.2019
Пояснительная записка
Рабочая
программа по родной литературе (русской)
для 7 класса разработана на основе следующих документов:
ü Федерального государственного стандарта основного
общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г.;
ü Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
ü Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и
организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
ü Примерной основной образовательной программы основного
общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);
ü Примерной
программы основного общего образования по литературе для образовательных
учреждений с русским языком обучения;
ü Примерной рабочей программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» для 7-8 класса (70 часов)/ Под общ. редакцией М.
В. Бабкиной. Рекомендовано отделением учителей русского языка и литературы регионального УМО в системе
общего образования Курской области (Протокол №5 от 11.06.2019.) – Курск: ООО «Учитель», 2019. –
20 с.
ü Письма Минобрнауки России
от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования
на родном языке».
ü Письма Департамента государственной политики в сфере
общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению
норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на
родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения
государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа
языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».
ü Письма Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении
родных языков из числа языков народов Российской Федерации».
ü Федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312, с изменениями и дополнениями;
ü Приказа Министерства образования и науки РФ от 30
августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный
базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта
2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования"
ü
Регионального базисного учебного плана для
общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования,
утвержденного приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от
23.03.2007г., с изменениями и
дополнениями;
ü
Приказа № 1-893 от 17.08. 2012 года комитета
образования и науки Курской области «О
внесении изменений и дополнений в региональный базисный учебный план для
общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего
образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области
от 23.03.2007 г. № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана
для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы
общего образования» (с изменениями, внесенными приказами комитета образования и
науки Курской области от 09.12.2011 г. № 1-1234 и от 23.03.2012 г. № 1-285)
ü Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
ü Приказа Минпросвещения России от
08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
ü Основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ «Большеугонская СОШ» Льговского района Курской области
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное
изучение родной литературы в 7 классе, в
учебном плане МБОУ «Большеугонская СОШ» в 7 классе на изучение родной литературы (русской) предусмотрено 35 часов (1 час в неделю). Рабочая программа составлена на 35 часов
Личностные,
метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократически хи традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты:
• умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
•смысловое
чтение;
•
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
развитие
мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем;
• умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной
речью;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
• Умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
Предметные результаты:
·
осознание значимости
чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
·
понимание родной
литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни;
·
обеспечение
культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
·
воспитание квалифицированного читателя со
сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое
досуговое чтение;
·
развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
·
овладение процедурами смыслового и
эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и
т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Календарно-тематическое планирование
№/п |
Тема
урока |
Кол-во
часов |
Дата
проведения |
Примечания |
|
Введение 1ч |
|||||
1. |
Особенности
русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа. |
1ч |
|
|
|
Русский
фольклор 3ч |
|||||
2 |
Устное народное творчество.
Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" |
1ч |
|
|
|
3 |
Малые жанры фольклора.
Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края. |
1ч |
|
|
|
4 |
Исторические
песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных
произведений с другими видами искусства. |
1ч |
|
|
|
Древнерусская литература ( 2ч) |
|||||
5 |
Жанровое богатство
древнерусской литературы Традиции
древнерусской литературы. "Поучение
Владимира Мономаха". |
1ч |
|
|
|
6 |
«Сказание
о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. |
1ч |
|
|
|
Литература XVIII века (2ч)
|
|||||
7 |
Гражданский
пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи
классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин. |
1ч |
|
|
|
8 |
И.
И. Дмитриев. Поэт и видный
государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях
Дмитриева. |
1ч |
|
«Два
веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». |
|
Литература XIX века 11ч |
|||||
9 |
Традиции
литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров. |
1ч |
|
|
|
10 |
А.
С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». |
1ч |
|
|
|
11 |
Н.
В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести. |
1ч |
|
||
12 |
Н.
В. Гоголь «Нос». Язык произведения, художественная деталь. |
1ч |
|
|
|
13 |
В.
М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу
в рассказе «Сигнал» |
1ч |
|
|
|
14 |
И.
С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева.
Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и
друг". |
1ч |
|
|
|
15 |
Афанасий
Афанасьевич Фет и Курский край. |
1ч |
|
|
|
16 |
«Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия,
любовь, смерть). |
1ч |
|
"Устало все кругом:
устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", Это утро, эта
радость |
|
17 |
Ф.
И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад
темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..." |
1ч |
|
|
|
18 |
Лесков
на Курской земле. Рассказ "Тупейный художник" – протест против
социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви. |
1ч |
|
|
|
19 |
Юмористические
рассказы А.П. Чехова. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная
фамилия". Сатира и юмор. |
1ч |
|
|
|
Литература XX |
|||||
20 |
А.
Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном —
с улыбкой Рассказ «Специалист». |
1ч |
|
|
|
21 |
И.
С. Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные
сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. |
1ч |
|
|
|
22 |
Ю.
М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о
великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». |
1ч |
|
|
|
23 |
В.
О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс
«Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. |
1ч |
|
|
|
24 |
Константин Дмитриевич Воробьёв Курский край – родина писателя. Сложная судьба писателя и основные
темы творчества. |
1ч |
|
|
|
25 |
Автобиографический рассказ Воробьёва
« У кого поселяются аисты»,
Единство всего живого на земле, |
1ч |
|
|
|
26 |
«К. Д. Воробьёв Немец в валенках». Автобиографический характер
рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к
военнопленным. |
1ч |
|
|
|
27 |
А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе
отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его
команда". |
1ч |
|
|
|
28 |
Повесть "Тимур и его команда". История создания повести,
герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны. |
1ч |
|
|
|
29 |
Е.
И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о
человечности, о природе творчества. |
1ч |
|
|
|
30 |
Е. И. Носов "Покормите птиц"- призыв писателя к
милосердию и состраданию ко всему живому. |
1ч |
|
|
|
31 |
В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Главные герои повести. |
1ч |
|
|
|
32 |
В.
К. Железняков «Чучело» Равнодушные взрослые.
Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини
повести |
1ч |
|
|
|
33 |
Евгений
Кириллович Маслов Фронтовик, журналист, писатель и поэт. Тема родной земли и
памяти в стихотворениях поэта. |
1ч |
|
|
|
34 |
Родная
природа в стихотворениях Льговских поэтов |
1ч |
|
|
|
35 |
Итоговое занятие. Что читать летом |
1ч |
|
|