07.10.2019
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по музыке
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе
авторской программы, УМК «Музыка» для 1 – 4 классов начальной школы (авторы Е.
Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)
Цели
обучения
·
развитие способности
к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и
творческих способностей;
·
освоение знаний
о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного
творчества;
·
овладение элементарными
умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности: хоровое
пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная
импровизация;
·
воспитание
художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной
природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому
прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному
музыкальному творчеству.
В процессе музыкальных
занятий в начальной школе решаются следующие задачи:
- Воспитание интереса и любви к музыкальному
искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной
грамотности;
- Развитие активного, прочувственного и осознанного
восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры
прошлого и настоящего;
Тематическое планирование
разработано на основе программы и учебно-методического комплекта (УМК) «Музыка»
для I-IV классов начальной
школы (авторы – Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева – руководитель проекта,
Т.С.Шмагина). Комплект включает в себя Учебники и Рабочие тетради для учащихся,
хрестоматии и фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала,
методическое пособие для учителя.
Цель музыкального образования
и воспитания учащихся – формирование музыкальной культуры как части их общей
духовной культуры – реализуется в УМК на основе изучения различных направлений
музыкального искусства: фольклор, музыка религиозной традиции, сочинения
композиторов – классиков, современная (академическая и популярная) музыка.
Отличительной особенностью
данного УМК является введение младших школьников в мир музыки «от родного
порога» (Б.М.Неменский), от интонаций, тем, образов родной русской музыки. Это
создаёт предпосылки для формирования любви и уважения детей к духовным корням
отечественной культуры, живого эмоционального отклика на многообразные явления
музыкального искусства своей Родины.
Общеучебные
умения, навыки, способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства
формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять
художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно
обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых
музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять
произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной
записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи. Дети решают
творческие задачи на уровне импровизаций
(музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и
оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации,
самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности,
осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании
Место предмета в базисном учебном плане.
В
федеральном базисном плане в 1 – 4 классах на предмет « Музыка» отводится 1 час в неделю. Количество часов в год –
34.
Результаты обучения
К
концу обучения в начальной школе учащиеся овладеют способами музыкальной
деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных
инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать,
наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни
(видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У
детей формируются представления о мире
музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает
эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более
глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.
Календарно - тематическое планирование
по музыке
4 класс.
№ |
Дата |
Раздел программы. Тема урока. |
Требования федерального компонента
государственного стандарта общего образования |
Требования к уровню подготовки |
НРК |
Сопутствующее повторение |
Формы контроля |
Межпредметные связи |
Музыкальный материал. |
Коррект. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||||
Раздел
1. «Россия-Родина моя» 1 четверть- 8 ч. |
|||||||||||||||
1 |
|
Общность
интонаций народной музыки и музыки русских композиторов |
Русские
народные песни. Кант, кантата. Музыка
народная и профессиональная. Композитор - исполнитель - слушатель.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции
родного края, сочинения профессиональных композиторов. Выразительность
и изобразительность в музыке. Интонация и развитие в музыке. Песенность,
танцевальность и маршевость. Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Различные
виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. |
Познакомить
с общностью интонаций народной музыки и
музыки русских композиторов. |
|
Гимн России«Композитор», «Исполнитель»,
«Слушатель»; песня, песенно и напевность |
Фронтальный опрос |
|
Песня «Гимн России». |
|
|||||
2 |
|
Жанры
народных песен, их интонационно-образные особенности. |
Познакомить
с жанрами народных песен, их интонационно-образные особенности. |
|
«Слуша тель» |
Работа в парах |
Окр.мир |
Песня
«Гимн Дагестана» |
|
||||||
3 |
|
Лирическая
тема в русской классике. |
Познакомить
с лирической тема в русской классике. |
|
Выражение литературного образа в музыке. |
Индивидуальный с элементами
тестирования. |
|
Песня
«Осень постучалась к нам» |
|
||||||
4 |
|
Патриотическая
тема в русской классике.
|
Познакомить
с патриотической темой в русской классике. |
Р/К
Гимн г.Карталы, Челябинской области. |
|
|
Лит.чт |
Песня «Журавли» |
|
||||||
Раздел
2. «День, полный событий» |
|||||||||||||||
5 |
|
«В
краю великих вдохновений…» Один день с
А.С.Пушкиным. |
Опера Представление
о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности:
опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл,) и форм (двух-
и трехчастная, вариации, рондо). Овладение элементами нотной грамоты. Певческие
голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, женский, мужской,
смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры :народных инструментов, духовой,
симфонический. Музыкальное
искусство в жизни страны Государственный
музыкальный символ - гимн России. Музыкальные
традиции родного края. Важнейшие
события музыкальной жизни: конкурсы, и фестивали. Музыка в радио- и телепередачах. |
Один
день с А.С.Пушкиным. |
|
Жанры
народных песен Ритм, тембр, темп. Песни об осени. |
Индивидуальные
высказывания |
|
Песня «Вместе весело
шагать» |
|
|||||
6 |
|
Музыкально-поэтические
образы. |
Давать
характеристику музыкальным образам. |
|
Симфония, Симфонический оркестр. Муз. Образ. |
Работа
в группах |
Изо чтение |
Песня
«Прикаспийский ветер» |
|
||||||
Раздел
3. «О России петь - что стремиться в храм» |
|||||||||||||||
7 |
|
Праздники
Русской православной церкви. |
стихира Сюита, молитва, тропарь. Тропарь, молитва,
величание. величание Опыт музыкально-творческой деятельности Развитие
музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в
музыкальной деятельности. Слушание
музык Личностно-окрашенное
эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию,
средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых
представлений об интонационной природе музыке, многообразия ее видов, жанров
и форм.
2 четверть-7 ч.
|
Познакомить
с понятиями стихира сюита, молитва, тропарь. |
|
Народные
пасхальные попевки и колядки. |
Фронтальная беседа; индивидуальные суждения. |
Изо |
Песня «Прикаспийский ветер» |
|
|||||
8 |
|
Традиции
празднования Пасхи на Руси. |
Познакомить
с понятиями стихира сюита, молитва, тропарь. |
|
Народные
пасхальные попевки и колядки. |
Работа
в группах; индивидуальные
высказывания |
Изо |
Песня
«Весёлые друзья» |
|
||||||
9 |
|
Святые
земли Русской. |
Познакомить
с понятиями стихира Сюита, молитва, тропарь. |
|
Попевки
и песни. |
|
|
Песня
«Мама- первое слово». |
|
||||||
Раздел
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
|||||||||||||||
10 |
|
Народная
песня-летопись жизни народа и источник вдохновени |
Народные
песни Кантата Пение.
Хоровое и сольное пение с сопровождением без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. |
Разучить
народные песни. |
|
Русские
народные инструменты; |
|
|
Песня
«Мама- первое слово». |
|
|||||
11 |
|
Интонационная
выразительность народных песен. |
Интонационная
выразительность народных песен. |
|
Русские
народные инструменты |
Индивидуальные
высказывания |
Изо чтение |
Песня «Четыре таракана и
сверчок» |
|
||||||
12 |
|
Мифы,
легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. |
|
Струнные инструменты, дуэт, трио, квартет. |
Работа
в группах. |
Изо чтение В. Бианки |
Песня
«Кабы не было зимы» Песня «Новый год» |
|
|||||||
13 14 |
|
Музыкальные
инструменты России.
|
Познакомить
с музыкальными инструментами России. |
|
Музыкальные
инструменты России. |
Индивидуальные
высказывания |
изо |
Песня
«Новогодние игрушки» Песня
«Дед Мороз- Красный нос» |
|
||||||
Раздел
5. «В музыкальном театре»
|
|||||||||||||||
15 |
|
Линии драматургического развития в опере. «Иван
Сусанин» М.Глинка. |
драма Вариации, Балет. Балет, вариации оперетта Мюзикл, вальс. Музыкально-пластическое
движение. . 3 четверть-10 ч. |
Сочинения
профессиональных композиторов, музыкальный фольклор народов России и мира. |
|
Вокальная и сольная музыка, особенности тембрового
звучания . |
Фронтальная беседа, диалог в парах. |
Речевой и художественный образ . |
Песня
«Зима» |
|
|||||
16 |
|
Основные
темы - музыкальная характеристика действующих лиц. |
Учить
давать характеристику главным героям. |
|
|
Фронтальная
беседа. |
Изо труд |
Песня
«Я у бабушки живу» |
|
||||||
17 |
|
Вариационность. |
Дать
понятие вариационность. |
|
Вариации
в народной и музыке. |
Фронтальная
беседа. |
изо |
Песня «Мой папа» |
|
||||||
18 |
|
Орнаментальная
мелодика. |
Дать
понятие орнаментальная мелодика. |
|
|
Фронтальный
диалог. |
изо |
Песня «Про папу» |
|
||||||
19 |
|
Восточные
мотивы в творчестве русских композиторов. |
Познакомить
с восточными мотивами в творчестве русских композиторов. |
|
|
Фронтальная
беседа. |
Изо Окр.мир |
Песня
«Память» |
|
||||||
20 |
|
Жанры
лёгкой музыки. |
Познакомить
с жанрами легкой музыки. |
|
Орнаментальная
мелодика. |
Фронтальный
диалог. |
изо |
Песня «Из чего же сделаны мальчишки» |
|
||||||
21 |
|
Оперетта
«Летучая мышь» И.Штраус. |
Дать
понятие оперетты. |
|
Балет,
ритм, танцевальный образ. |
Диалог в группах. |
изо |
Песня
«Мамина песенка» |
|
||||||
22 |
|
Мюзикл
«Моя прекрасная леди» Ф.Лоу. |
Познакомить
с мюзиклом. |
|
Жанры
лёгкой музыки. |
Фронтальный
диалог. |
изо |
Песня
«Мамочка моя» |
|
||||||
Раздел
6. «В концертном зале»(4 часа). |
|||||||||||||||
23 24 |
|
Различные
жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. |
соната Симфонический оркестр. уметь: узнавать
изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять
на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); определять
и сравнивать характер, настроение и передавать
настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении,
игре на элементарных музыкальных инструментах; использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия
художественных образцов народной, классической и современной музыки; исполнения
знакомых песен;
|
Познакомить
с различными жанрами вокальной, фортепианной и симфонической музыки. |
Р/К Музыкальные центры и концертные
залы Ю У. |
Жанры
лёгкой музыки. |
Фронтальный
диалог, словесное рисование. |
|
Песня «Прекрасное далеко » |
|
|||||
|
|
||||||||||||||
|
|
Интонации
народных танцев. |
Учить
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности
(мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) |
|
Ритм,
темп, мелодичность; взаимосвязь зрительного, речевого и музыкального образа. |
Индивидуальные
высказывания и суждения; |
изо |
Песня
«Красная Шапочка» . |
|
||||||
25 |
|
Музыкальная
драматургия сонаты. |
Учить
слушать сонату. |
|
Исполнители:
вокалисты, инструменталисты. |
Исполнение
попеок и песен. |
|
Весенняя песенка. |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
4 четверть-9 ч.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(4 часа). |
|||||||||||||||
26 27 |
|
Произведения
композиторов-классиков.Мир музыки С.Рахманинова. |
прелюдия сюита Выразительные и
изобразительные средства музыки. Песенность, танцевальность, маршевость.
Практический опыт постижения музыкального языка (мелодия, ритм, тембр, темп,
динамика). Балет С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Э. Грига
и др.); |
Выразительные
и изобразительные средства музыки. |
|
Инструменты:
фортепиано, рояль . |
Словесные
зарисовки, индивидуальные высказывания |
изо |
Песня «Наш сосед» |
|
|||||
28 29 |
|
Музыкальные
образы и их развитие в разных жанрах. Восточные мотивы в творчестве русских
композиторов. |
Восприятие
произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной
классики |
|
Композитор. Попевки и
песни. |
|
изо |
Песня
«Моя Армия» Песня
«День Победы» Песня
«Мы желаем счастья вам» Песня
«До свидания начальная школа» |
|
||||||
30 31 |
|
Форма
музыки (Трёхчастная, сонатная). Авторская песня. |
Расширять
и закреплять знания о выразительности и изобразительности музыкальных
произведений; проверить уровень развития музыкальной культуры учащихся;
воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству. |
Индивидуальный опрос с элементами
тестирования. |
изо |
|
|||||||||
32 33 34 |
|
Образ
Родины в музыке русских композиторов. |
изо |
|
|||||||||||
Итого: 34 часа