07.10.2019
Пояснительная записка
Соответствие Государственному образовательному
стандарту
Рабочая программа разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для 4 класса составлена на основе авторской программы
(авторы Т.Я. Шпикалова и др .).
/ Министерство образования и
науки Российской Федерации. .Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2010.
Общая
характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в
общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных
поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены
идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная
система введения в художественную культуру и включает в себя на единой
основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств:
изобразительных— живопись, графика, скульптура; конструктивных— архитектура,
дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства
— традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли
художника
Систематизирующим методом
является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная
художественная деятельность;
— декоративная художественная
деятельность;
— конструктивная
художественная деятельность.
Три способа художественного
освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в
начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и
доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.
Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности
позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной
деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных
искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства,
декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов
деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому
является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую
систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу
выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа
художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении
искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством
в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в
начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой
форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают
вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в
окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и
последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные
контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за
годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное
искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость
поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной
культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной
деятельности — практическая художественно-творческая деятельность
ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Планируемые
результаты освоения программы:
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные
результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка
ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного
отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности
в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и
эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами
и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к
отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков
самостоятельной и групповой работы.
Предметные
результаты:
а) сформированность
первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и
духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с
выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение
некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с
терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление
учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми
представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы
мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные
результаты
Метапредметные результаты
освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными
действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,
историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая
изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением
действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст.
Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся
осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными
результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование
перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Требования
к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате
изучения изобразительного искусства научатся:
- рисовать цветными
карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
- рисовать простым карандашом,
передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
- разрабатывать и выполнять
композицию на заданную тему;
- давать эстетическую оценку
явлениям окружающего мира;
- научатся различать виды и
жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи
России (и своего региона)
- получат навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
- научатся вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
организовывать свое рабочее
место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом,
кистью для клея, стекой, иголкой;
- правильно определять, рисовать, исполнять в материале
форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение,
цвет;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых
красок для получения разнообразных оттенков в соответствии
с передаваемым в рисунке настроением;
В результате
изучения у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о
специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с
искусством;
- начнут развиваться образное
мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические
чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы
духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к
реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной
деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное
уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия
«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие
культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации,
зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы
российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится
осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за
общее благополучие.
Тематическое
планирование по изобразительному искусству 4 класс 34 часа ( 1 раз в
неделю)