ИЗО 4 кл.

07.10.2019

Пояснительная записка

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для 4 класса составлена на основе авторской программы (авторы Т.Я. Шпикалова и др .).

/ Министерство образования и науки Российской Федерации. .Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных— живопись, графика, скульптура; конструктивных— архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате изучения изобразительного искусства научатся:       

- рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

- рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

- разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

- да­вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи

России (и своего региона)

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника­ми,

- научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значи­мых явлений жизни и искусства;

организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
   - правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
    - применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

В результате изучения у обучающихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художест­венном творчестве и в общении с искусством;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувстваформироваться основы анализа произведения искусства;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей лич­ности, будет проявляться эмоционально-ценностное отно­шение к миру, художественный вкус;

- появится способность к реализации творческого потенциа­ла в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни род­ного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много­национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

- будут заложены основы российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, появится осозна­ние своей этнической и национальной принадлежности, от­ветственности за общее благополучие.

Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс 34 часа ( 1 раз в неделю)

п/п

Дата по плану

Дата факт.

Тема

Вид контроля

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

1 четверть

1/1

   

Введение. Пейзаж: пространство, композиционный центр.

текущий контроль

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов и материалы из которых они сделаны. Организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

 

2/2

   

Древо жизни- символ мироздания. Наброски, зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.

самоконтроль

Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа

Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры и по представлению.

 

3/3

   

Мой родной край. Пейзаж.

самоконтроль

Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Уметь выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастера.

 

4/4

   

Цветущее дерево- символ жизни. Декоративная композиция.

текущий контроль

Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами. Находить и наблюдать линии в природе. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 

5/5

   

Птица- символ света, счастья и добра. Декоративная композиция.

самоконтроль

Овладевать первичными навыками работы с гуашью, экспериментировать, исследовать возможности краски. Уметь  выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги;

 

6/6

   

Конь- символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция

текущий контроль

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях

 

7/7

   

Связь поколений в традициях Городца. Городецкие мотивы.

самоконтроль

Уметь выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами.

Знать:  отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента

 

8/8

   

Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.

самоконтроль

Овладевать первичными навыками работы с гуашью. Соотносить цвет с ассоциациями к нему , экспериментировать, исследовать возможности краски.

 

2 четверть

9/1

   

Вольный ветер- дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно.

текущий контроль

Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре.Хочу такой сайт

 

   

Движение- жизни течение. Наброски с натуры.

самоконтроль

Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

 

   

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.

взаимо-

контроль

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение

 

   

Родословное дерево- древо жизни. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиции.

 

Прогнозировать содержание раздела.

Самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов,.

 

   

Двенадцать братьев друг за другом бродят…Декоративно-сюжетная композиция.

самоконтроль

Учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

 

   

Год не неделя- двенадцать месяцев впереди.

текущий контроль

Знать:  отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи)

 

   

Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов.

самоконтроль

Знать: традиции, праздники своего народа.

Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

 

   

Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки.

самоконтроль

Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре.

 

3 четверть

   

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки.

текущий контроль

Последовательно работать красками над декоративными фигурками орнаментальной полосы (от общего к деталям, от раскраски полоски фигурок к декоративной разделке и украшению фигурок узорами).

 

   

Зимние картины. Сюжетная композиция.

самоконтроль

Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. Знать приёмы письма красками, пастелью, мелками. Уметь  выполнять эскиз.

 

   

Ожившие вещи. Натюрморт.

текущий контроль

Знать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа. Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

 

   

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт.

самоконтроль

Повторять и закреплять полученные знания Собирать и классифицировать информацию. Оценивать результат работы.

 

   

Русское поле. Бородино. Портрет.

 

Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы.

 

   

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Сюжетная композиция.

текущий контроль

Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы.

 

   

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

самоконтроль

Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;

 

   

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция.

самоконтроль

Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 
 

   

Народная расписная картинка- лубок. Декоративная композиция.

текущий контроль

Знать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре.

 

26/10

   

Вода- живительная стихия. Проект экологического плаката.

самоконтроль

Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 

4 четверть

   

Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката.

самоконтроль

Прогнозировать содержание раздела.

Знать понятие пейзаж холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы.

 

   

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, пространство.

текущий контроль

Рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора по мотивам цветочной композиции павловских узоров, придерживаться последовательности исполнения росписи,.

 

   

Русский мотив. Пейзаж, цветовая гамма, пространство.

самоконтроль

Знать  доступные сведения о истории своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.

 

   

Всенародный праздник- День Победы.

текущий опрос

Делать зарисовки, участвовать в создании коллективной работы. Владеть навыками коллективной творческой работы.

 

   

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют»

 

Знать  основы символики, доступные сведения о гербах городов Золотого кольца России. Уметь правильно определять, рисовать, использовать конструкцию, строение, цвет.

 

   

Орнаментальный образ в веках

самоконтроль

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента(символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи

 

   

Орнамент народов мира

текущий контроль

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента(символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи

 

   

Орнаментальный образ в веках. Искусство объединяет народы

самоконтроль

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента(символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».