07.10.2019
Пояснительная
записка
Рабочая программа по предмету
«Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в
целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей младших школьников.
Общая характеристика
учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в
системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует
функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения
заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета
представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению
сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного
языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию
навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию
читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание
учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе
ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический
принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг
чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей
привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты,
а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем
богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии,
красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное
отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с
учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе
литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово
становится объектом внимания читателя и
осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип
нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у
младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Рабочая программа по литературному
чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания,
жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки»,
«Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна
фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на
достижение следующих целей:
•
овладение
навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как
базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание
интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром
художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников,
формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в базисном
учебном плане
В федеральном базисном
учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3часа в неделю, из них 18 часов – на духовно-нравственную культуру народов России. Всего на изучение программного материала отводится 102 часа.
Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе
учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л.
Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Для реализации рабочей
программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности
обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и
самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со
схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание
уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения
осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и
«Изо».
Календарно-тематическое планирование
№ те мы |
Тема урока |
Кол-во
часов |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата
проведения урока |
|
1 |
Знакомство
с учебником «Родная речь». Летописи. |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Фронтальный
опрос |
|
|
2 |
«И
повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
3 |
Летописи. «И
вспомнил Олег коня своего». |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
4 5 |
Былина-жанр устного
народного творчества. «Ильины
три поездочки». |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
6. |
«Три
поездки Ильи Муромца» |
1 |
Закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
7 8 |
«Житие Сергия Радонежского» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
9 |
Обобщение
по разделу «Летописи, былины, жития». |
1 |
Обобщение и систематизация
знаний |
Фронтальный
опрос |
|
|
10 11 12 |
П.
П. Ершов «Конек - горбунок» |
3 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
13 |
А. Слонимский. «О Пушкине» А.С.
Пушкин «Няне» |
1 |
Изучение и первичное закрепление
знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
14 |
А.С. Пушкин «Туча». «Унылая
пора! Очей очарование». |
1 |
Изучение и первичное
закрепление |
Чтение
наизусть |
|
|
15 |
А.
С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
16 |
А.
С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
1 |
Закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
17 |
А.
С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
1 |
Обобщение и систематизация Знаний. |
|
|
|
18 |
А. Шан - Гирей
«Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
19 20 |
М.
Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
21 |
С. Толстой. «Как я увидел
Льва Николаевича» Л. Толстой «Детство» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
22 |
Л.
Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
23 24 |
А.П.
Чехов «Мальчики» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
25 |
Обобщение
по разделу «ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ» |
1 |
Обобщение и систематизация
знаний |
Творческие
задания |
|
|
|
||||||
26 |
Ф.
И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как
неожиданно и ярко» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Чтение
наизусть |
|
|
27 |
А. А. Фет «Весенний дождь»,
«Бабочка» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
28 |
Е.
А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот» |
1 |
Изучение и первичное закрепление
знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
29 |
А.
Н. Плещеев «Дети и птичка» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Чтение
наизусть |
|
|
30 |
И.
С. Никитин «В синем небе плывут над полями». |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
31 |
Н. А. Некрасов «Школьник».
«В зимние сумерки нянины сказки» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
32 |
И. А. Бунин «Листопад» Обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
33 34 |
В. Ф. Одоевский «Городок в
табакерке» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
35 |
В. Ф. Одоевский «Городок в
табакерке» |
1 |
Закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
36 37 |
В. М. Гаршин «Сказка о жабе
и розе» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
38 |
В. М. Гаршин «Сказка о жабе
и розе» |
1 |
Закрепление знаний |
Пересказ
|
|
|
39 40 |
П. П. Бажов «Серебряное
копытце» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Чтение
по ролям |
|
|
41 |
П. П. Бажов «Серебряное
копытце» |
1 |
Закрепление знаний |
Чтение
по ролям |
|
|
42 43 |
А.С. Аксаков «Аленький
цветочек» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Краткий
пересказ |
|
|
44 |
А.С. Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
Закрепление знаний |
Краткий
пересказ |
|
|
45 |
Литературные сказки. |
1 |
Обобщение и систематизация
знаний |
Фронтальный
опрос |
|
|
46 |
Е. Л. Шварц «Сказка о
потерянном времени» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
|
||||||
47 |
Е. Л. Шварц «Сказка о
потерянном времени» |
1 |
|
Пересказ |
|
|
48 |
|
1 |
Закрепление знаний |
Краткий
пересказ |
|
|
49 |
В. Ю. Драгунский «Главные реки» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
50 |
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Чтение по ролям. |
|
|
51 |
В. В. Голявкин «Никакой
горчицы я не ел» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное чтение. |
|
|
52 |
Закрепление |
1 |
Обобщение и систематизация
знаний |
Фронтальный
опрос |
|
|
53 54 |
Б. С. Житков «Как я ловил
человечков» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
55 |
К. Г. Паустовский «Корзина
с еловыми шишками» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное чтение. |
|
|
56 57 |
К. Г. Паустовский «Корзина
с еловыми шишками» |
2 |
Закрепление знаний |
Выборочное чтение |
|
|
58 59 |
М. М. Зощенко «Елка» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
60 |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация
знаний |
Фронтальный опрос |
|
|
61 62 |
В.Я. Брюсов. «Опять сон» В.Я. Брюсов. «Детская». |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Чтение
наизусть |
|
|
63 |
С.А. Есенин «Бабушкины
сказки» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление |
Выразительное
чтение |
|
|
64 65 |
М. Цветаева «Бежит тропинка
с бугорка…». М. Цветаева «Наши царства». |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
66 |
Обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь» |
1 |
Читать стихотворные
произведения наизусть |
Фронтальный
опрос |
|
|
67 |
Д. М. Мамин – Сибиряк
«Приемыш» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
68 |
Д. М. Мамин – Сибиряк
«Приемыш» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Творческий
пересказ |
|
|
69 |
А. И. Куприн «Барбос и
Жулька» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Творческий
пересказ |
|
|
70 |
М. М. Пришвин «Выскочка» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Пересказ
|
|
|
71 |
Е. И. Чарушин «Кабан» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выборочное
чтение |
|
|
72 |
В. П. Астафьев «Стрижонок
Скрип» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
|
|
|
73 |
В. П. Астафьев «Стрижонок
Скрип» |
1 |
Закрепление знаний |
Составление
плана пересказа |
|
|
74 |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация
знаний |
Фронтальный
опрос |
|
|
75 |
С. А. Клычков «Весна в лесу» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
76 |
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
|
||||||
77 |
Д.
Б. Кедрин «Бабье лето» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Чтение
наизусть |
|
|
78 |
Н. М. Рубцов «Сентябрь» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Чтение
наизусть |
|
|
79 80 |
С. А. Есенин «Лебедушка» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
81 |
Проверь
себя! |
1 |
Обобщение и систематизация
знаний |
Фронтальный
опрос |
|
|
82 |
И.
С. Никитин «Русь» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
83 |
С.
С. Дрожжин «Родине» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Чтение
наизусть |
|
|
84 |
А. В. Жигулин «О, Родина!» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
85 |
Проверь
себя! |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Фронтальный
опрос |
|
|
86 |
Е. С. Велтистов.
«Приключения Электроника» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
87 |
Е. С. Велтистов.
«Приключения Электроника» |
1 |
Закрепление
знаний |
Пересказ
|
|
|
88 89 |
Кир
Булычев «Путешествие Алисы» |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное
чтение |
|
|
90 |
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера» |
1 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
|
|
|
91 |
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера» |
1 |
Закрепление знаний |
Краткий пересказ |
|
|
92 93 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
|
|
|
94 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка» |
1 |
Закрепление знаний |
Составление плана пересказа |
|
|
95 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка» |
1 |
Обобщение и систематизация
знаний |
Пересказ |
|
|
96 97 98 |
М. Твен «Приключения Тома
Сойера» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
99 100 |
Сельма Лагерлеф «Святая
ночь» |
2 |
Изучение и первичное
закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
101 102 |
«В назарете» Закрепление. |
1 |
Обобщение и систематизация
знаний |
Тест |
|
|
Итого: 102 ч.