Литературное чтение 4 кл.

07.10.2019

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

                Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

                Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

                Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

                Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

                Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

          Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

                • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3часа в неделю, из них 18 часов – на духовно-нравственную культуру народов России. Всего на изучение программного материала отводится  102 часа. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

Календарно-тематическое планирование

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Типы  уроков

 

Вид

контроля

Дата проведения

урока

1

Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Фронтальный опрос

 

2

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

3

Летописи.

«И вспомнил Олег коня своего».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

4

5   

Былина-жанр устного народного творчества.

«Ильины три поездочки».

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

6.

 

«Три поездки Ильи Муромца»

1

Закрепление  знаний

Выразительное чтение

 

7

8

 

«Житие Сергия Радонежского»

2

 

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

9

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития».

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

10

11

12

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

3

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

13

А. Слонимский. «О Пушкине»

А.С. Пушкин «Няне»

1

   

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

14

А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование».

1

Изучение и первичное закрепление

Чтение наизусть

 

15

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

16

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Закрепление  знаний

Выразительное чтение

 

 

17

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Обобщение и систематизация

Знаний.

 

 

18

 

А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека»

1

     

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

19

20

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

21

С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича» Л. Толстой «Детство»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

 

22

 

Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

23

24

   

А.П. Чехов «Мальчики»

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

25

Обобщение по разделу «ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ»

 

1

Обобщение и систематизация знаний

Творческие задания

 

 

26

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид»,

«Как неожиданно и ярко»

1

     

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

27

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

   

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

Выразительное чтение

 

28

 

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

29

 

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

30

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

 

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

31

 

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

32

И. А. Бунин  «Листопад»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

33

34

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

35

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Закрепление  знаний

Выразительное чтение

 

36

37

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

 

38

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

 

39

40

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

 

2

      

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение по ролям

 

41

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

 

1

Закрепление  знаний

Чтение по ролям

 

42

43

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Краткий пересказ

 

 

44

А.С. Аксаков «Аленький  цветочек»

1

Закрепление  знаний

Краткий пересказ

 

45

Литературные сказки.

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

46

 

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

 

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

 

 

                                                                          

47

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

    1

 

Пересказ

 

 

48

 
 

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»Хочу такой сайт

 

1

 

Закрепление  знаний

 

Краткий пересказ

 

49

  В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

50

 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение по ролям.

 

51

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение.

 

52

Закрепление

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

53

54

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

 

    55

 

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение.

 

56

57

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

Закрепление  знаний

Выборочное чтение

 

58

59

М. М. Зощенко «Елка»

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

 

60

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

 61

 62

В.Я. Брюсов. «Опять сон»

В.Я. Брюсов. «Детская».

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

 63

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Изучение и первичное закрепление

Выразительное чтение

 

 64

 65

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…».

М. Цветаева «Наши царства».

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 66

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Читать стихотворные произведения наизусть

   

Фронтальный опрос

 

  67

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

Выразительное чтение

 

  68

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Творческий пересказ

 

 69

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Творческий пересказ

 

 70

М. М. Пришвин «Выскочка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

 

  71

Е. И. Чарушин «Кабан»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выборочное чтение

 

  72

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

   73

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Закрепление  знаний

Составление плана пересказа

 

 

  74

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

 75

С. А. Клычков  «Весна в лесу»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

76

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

                                                                          

77

 

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

 

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

78

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

  1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

 

  79

  80

С. А. Есенин «Лебедушка»

  2

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

81

Проверь себя!

  1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

82

И. С. Никитин «Русь»

  1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

83

С. С. Дрожжин «Родине»

   1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

84

А. В. Жигулин «О, Родина!»

   1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

85

 

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

86

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

 

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 87

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

 

88

89

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

90

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

    1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

91

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

    1

Закрепление  знаний

Краткий пересказ

 

92

93

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

   2

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

94

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

  1

Закрепление  знаний

Составление плана пересказа

 

95

 

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

  1

Обобщение и систематизация знаний

Пересказ

 

96

97

98

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

  2

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

99

100

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

   

  2

   

Изучение и первичное закрепление знаний

 

Выразительное чтение

 

101

102

«В назарете»

Закрепление.

 
 

  1

Обобщение и систематизация знаний

Тест

 

 

Итого: 102 ч.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».