Математика 4 кл.

07.10.2019

 

                                   Пояснительная записка

 

Статус документа

Рабочая программа по математике разработана на основе требований Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования 2004 г, реализующая стандарты первого поколения, направленная на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы. Сборник нормативных документов.

Общая характеристика учебного предмета

Курс математики для начальной школы I-IV классов является частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах – учёт возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

                Цели обучения

развитие образного и логического мышления, воображения; формирование

предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных

представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать

математические знания в повседневной жизни.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:

♦ выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);

♦ выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;

♦ определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. ♦ формировать речевые математические умения и навыки, высказывать

суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;

♦ выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.

♦ развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;           

♦ осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок.

♦ сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.

Одна из важнейших задач – уметь пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа.

Результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики  в 5 классе

Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов;

- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

- связь между компонентами и результатом каждого действия;

- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;

- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;

- виды углов: прямой, острый, тупой;

- определение прямоугольника (квадрата);

- свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);

- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

- решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

- решать задачи в 1—3 действия;

- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;

- строить заданный отрезок;

- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения математики ученик должен знать (понимать):                                                                            

последовательность чисел в пределах 100 000;

таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

таблицу умножения и деления однозначных чисел;

правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

В результате изучения математики ученик должен уметь:

•  уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

•  представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  пользоваться изученной математической терминологией;

выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;

•  выполнять деление с остатком в пределах ста;

выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное, число);

  выполнять вычисления с нулем;

вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);

  выполнять правильность выполненных вычислений;

•  решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

вычислить периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.

                Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др);

•  сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

• определения времени по часам (в часах и минутах).

 

 

                                    Учебно-тематическое планирование курса математики

4 класс

                                                                                  1 четверть

 

№ те

мы

 

Тема урока       

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата прове

дения

урока

1

Счёт предметов. Разряды.

1

Закрепления знаний

Самоконтроль

Взаимоконтроль

 

2

Порядок выполнения действий. Сложение и вычитание

1

Закрепления знаний

Самостоятельная работа

 

     3

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

Закрепления знаний

Индивидуальные задания

 

     4

Вычитание  трёхзначных чисел вида 804 - 467

 

1

Изучения и первичного закрепления

знаний

Обучаемость

 

5

Приём письменного умножения трёхзначных чисел  на однозначные

1

Изучения и первичного закрепления

знаний

Математический диктант

 

6

Приём письменного деления на однозначное число

1

Закрепления знаний

Индивидуальные задания

 

7

Приём письменного деления на однозначное число

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 
 

8

Приём письменного деления на однозначное число

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

 

9

Диаграммы.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 
 

10

Закрепление  пройденного.

Проверочная работа.

1

Изучения и первичного закрепления

Самостоятельная   работа

 

11

Контрольная работа

1

Проверки и оценки ЗУН

ТУЗ

 

12

Работа над ошибками

1

 

 

 

                                      

                13

Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч.

1

Изучения и первичного закрепления

Фронтальный опрос

 

14

Чтение чисел

1

Изучения и первичного закрепления

Математический диктант

 

15

Запись чисел. Значение цифры в записи числа

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

16

Разрядные слагаемые

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

 

17

Сравнение чисел

 

1

Изучения и первичного закрепления

Самоконтроль

Взаимоконтроль

 

18

Увеличение числа в 10, 100, 1000 раз

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

19

Класс миллионов и класс миллиардов.

1

Изучения и первичного закрепления

Фронтальный опрос

 

20

Закрепление пройденного.

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

 

21

Закрепление пройденного.

Проверочная работа.

1

Изучения и первичного закрепления

Самостоятельная работа

 

22

Контрольная работа

1

Проверки и оценки ЗУН

ТУЗ

 

23

Работа над ошибками

1

     
 

24

Единицы измерения длины - километр.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

   

25 -26

Единицы измерения длины - километр. Таблица единиц длины.

2

Закрепления  знаний

Самостоятельная работа

   

27

Единицы измерения площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

   

28

Квадратный километр, квадратный миллиметр

1

Закрепления знаний

Самоконтроль

Взаимоконтроль

   

29

Таблица единиц измерения  площади.

1

Комплексного применения ЗУН

Самостоятельная работа

   

30

Измерение площади фигуры с помощью палетки.

1

 

Изучения и первичного закрепления

Проверочная

работа

   

31

Единицы измерения массы –тонна, центнер.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

   

32

Таблица единиц измерения массы.

1

Закрепления знаний

Самостоятельная работа

   

33

Единицы измерения времени: сутки, неделя, месяц, год.

1

Закрепления

знаний

Фронтальный опрос

   
 

 

 

34

     35

Сутки. Время от 0 до 24 часов.

2

Закрепления знаний

Индивидуальные задания

   

2 четверть

 
    

 36-37

Секунда. Век.

2

Изучения и первичного закрепления

Математический диктант

   

38

 

Таблица единиц измерения времени.

1

 

Закрепления знаний

Самоконтроль

Взаимоконтроль

   

     39

40

Закрепление пройденного.

Проверочная работа.

   2

Закрепление пройденного

     Самоконтроль

Взаимоконтроль

     

 

41

Письменные приёмы сложения и вычитания

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

42

Приём письменного вычитания для случаев

7000-345, 37007-18032.

1

Изучения и первичного закрепления

Фронтальный опрос

 

43

Нахождение неизвестного слагаемого.

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

 

44

     

Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого

1

     

Изучения и первичного закрепления

 

Индивидуальные задания

   
     

    45

46

Нахождение нескольких долей целого.

2

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

   
   

47

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

48

Сложение и вычитание величин

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

49

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме.

Проверочная работа.

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

 

50

Контрольная работа 

 

1

Проверки и оценки ЗУН

ТУЗ

 

51

Работа над ошибками

1

     

 

   52

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.

1

Закрепления знаний

Самоконтроль

Взаимоконтроль

   

   53

   54

Письменные приемы умножения многозначного числа на однозначное.

2

Изучения и первичного закрепления

Математический диктант

   

  55

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

   

  56

Нахождение неизвестного множителя

1

Изучения и первичного закрепления

Самостоятельная работа

   

  57

Деление на однозначное число. Невозможность деления на 0.

1

Закрепления знаний

Самоконтроль

Взаимоконтроль

   

  58

Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 
   

  59

Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное.

1

Изучения и первичного закрепления

ОбучаемостьХочу такой сайт

 
   

  60

Контрольная работа

1

       

   61

Работа над ошибками

1

       

   62

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз   в косвенной форме.

1

Изучения и первичного закрепления

Самостоятельная работа

   

   63

   64

   65

Закрепление пройденного

Проверочная работа.

3

       

 

3 четверть

 

   66

Нахождение неизвестного делимого и делителя

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

   67

Решение задач изученного вида.

1

Закрепления знаний

Индивидуальные задания

 

  68

Письменные приемы деления 4-х значного числа на однозначное.

1

Закрепления знаний

Самостоятельная работа

 

  69

Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное.

1

Комплексного применения ЗУН

Самоконтроль

Взаимоконтроль

 

 

  70

Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

   

  71

Решение задач с применением приемов умножения и деления

1

Обобщения и систематиза

ции знаний

Взаимопроверка

Самопроверка

   

  72

Контрольная работа

1

Проверки и оценки ЗУН

ТУЗ

   

  73

Работа над ошибками

1

 

Коррекция

ЗУН

Взаимопроверка

Самопроверка

 

  74

Умножение и деление на однозначное число

1

Изучения и первичного закрепления

Фронтальный опрос

 

  75

Скорость. Единицы скорости.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

  76

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

 

  77

Решение задач на движение.

1

Закрепления

знаний

   

  78

Решение задач на движение.

Проверочная работа.

1

Закрепления знаний

Самостоятельная работа

 

 

79

 

Умножение числа на произведение.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

80

Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Изучения и первичного закрепления

Математический диктант

 

81

Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Закрепления знаний

Индивидуальные задания

 

82

Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся

нулями.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

83

Решение задач на встречное движение.

1

Комплексного применения знаний

Математический диктант

 

84

Перестановка и группировка множителей.

1

Изучения и первичного закрепления

Самоконтроль

Взаимоконтроль

 

85

Решение задач изученных видов.

1

Обобщения и систематиза

ции знаний

Самопроверка

 

86

Контрольная работа

1

Проверки и оценки  ЗУН

ТУЗ

 

87

Работа над ошибками

       

88

89

Деление числа на произведение.

2

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

90

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

1

Изучения и первичного закрепления

Самопроверка

   

91

Решение задач на нахождение остатка.

1

 

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

 

92

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями с остатком.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

СР

(карточка)

 

93

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

 

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 
 

94

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Закрепления знаний

Самостоятельная работа

 

95

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Обобщения и систематизации знаний

   

96

Решение задач на противоположное движение.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 
 

 97

Решение задач на противоположное движение.

1

Закрепления знаний

Индивидуальные задания

 

98

99

 

Закрепление  изученного.

Проверочная работа.

2

Закрепления знаний

Индивидуальные задания

 

100

 

Контрольная работа

1

 

Проверки и оценки ЗУН

ТУЗ

 

 101

Работа над ошибками.

    1

     
                  

102

Умножение числа на сумму.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 
   

  103

Умножение числа на сумму.

1

Закрепления знаний

Проверочная работа

   
 

 

 

104

Письменное умножение на двузначное число.

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

   

4 четверть

 

105

Решение задач изученных видов

1

Закрепления знаний

Взаимопроверка

   

106

Решение задач изученных видов

1

Закрепления знаний

Математический диктант

   

107

Письменное умножение на двузначное число.

1

Обобщения и систематизации

Самостоятельная работа

   

108

Письменное умножение на двузначное число.

1

Комплексного применения ЗУН

     

109

Письменное умножение на трехзначное число.

1

Изучения и первичного

закрепления

Обучаемость

 
   

110

Письменное умножение на трехзначное число вида  327 х 406

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуальные задания

   

111

112

 

Закрепление изученного

    2

Обобщения и систематизации

Математический диктант

   

113

Контрольная работа

1

Проверки и  оценки

ТУЗ

   

114

Работа над ошибками

 

1

Коррекции ЗУН

Самопроверка

Взаимопроверка

   
 

   115

Письменное деление на двузначное число.

   1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 
 

116

Письменное деление на двузначное число с остатком.

    1

Закрепления знаний

Взаимоконтроль

Самоконтроль

 

117

Письменное деление на двузначное число.

   1

Закрепления знаний

Самопроверка

Взаимопроверка

 

118

Письменное деление на двузначное число.

   1

Комплексного

Применения знаний

Самостоятельная работа

 

119

Письменное деление на двузначное число вида 282 : 47

   1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

120

Деление на двузначное число. Решение задач изученных видов

 

   1

Закрепления знаний

Взаимоконтроль

Самоконтроль

 

121

Письменное деление на двузначное число.

   1

Закрепления

знаний

Индивидуальные задания

 

122

Деление на двузначное число. Решение задач изученных видов.

   1

Закрепления знаний

Математический диктант

 

123

Деление на двузначное число. Решение задач изученных видов.

 

1

Обобщения и систематизации знаний

Взаимопроверка

Самопроверка

 

124

 

Деление на двузначное число. Решение задач изученных видов.

 

1

Комплексного применения ЗУН

Самостоятельная работа

 

125

126

 

Закрепление  пройденного

Проверочная работа.

2

Закрепления знаний

   

127

Контрольная работа

1

 

Проверки и оценки  ЗУН    

ТУЗ

 

  128

Работа над ошибками.

    1

     

129

Письменное деление на трехзначное число.

1

 Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 
 

   130

Письменное деление на трехзначное число.

1

Закрепления знаний

Взаимопроверка

Самопроверка

 

131

Письменное деление на трехзначное число вида 1016 : 127

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

132

Письменное деление на трехзначное число.

1

Закрепления знаний

Самоконтроль

 

133

Письменное деление на двузначное и трехзначное число.

1

Комплексного применения ЗУН

Развивающая карточка

 

134

Решение задач изученных видов.

1

Закрепления знаний

Самостоятельная работа

 

135

Решение задач и примеров с применением  письменного приема деления.

1

Обобщения и систематизации знаний

Взаимопроверка

Самопроверка

 

136

 

Закрепление  изученного

1

Закрепления знаний

Индивидуальные задания

 
 

Итого: 136 ч.

       
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».