07.10.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
11 класс
Пояснительная
записка
Рабочая
программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных
учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В.
А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений.
Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.:
Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного)
общего образования.
Рабочая
программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).
Учебно-методический
комплект включает в себя:
–
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват.
учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006;
д
о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т
у р а:
–
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам
безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В.
В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
–
Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е.
Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
–
Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
В настоящей
рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
–
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»;
–
«Об охране окружающей природной среды»;
–
«О пожарной безопасности»;
–
«О гражданской обороне»;
–
«Об обороне»;
–
«О воинской обязанности и военной службе»;
–
«О безопасности дорожного движения» и
др.
Содержание
программы выстроено по трем линиям:
–
обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
–
государственная система обеспечения безопасности населения;
–
основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и
промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется
в виде тестирования.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система
обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская
обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное
представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее
прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового
образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в
основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
· освоение знаний о безопасном
поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной
системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях
граждан по защите государства;
· воспитание ценностного
отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому
наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите
Отечества;
· развитие черт личности,
необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при
прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма;
потребности ведения здорового образа жизни;
· овладение умениями оценивать
ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую
медицинскую помощь пострадавшим.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне
ученик должен
знать/понимать:
· основные составляющие здорового образа
жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное
здоровье и факторы, влияющие на него;
· потенциальные опасности природного,
техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
· основные задачи государственных служб по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
· основы российского законодательства об
обороне государства и воинской обязанности граждан;
· порядок первоначальной постановки на
воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
· состав и предназначение Вооруженных Сил
Российской Федерации;
· основные права и обязанности граждан до
призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в
запасе;
· основные виды военно-профессиональной
деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту,
альтернативной гражданской службы;
· требования, предъявляемые военной службой
к уровню подготовленности призывника;
· предназначение, структуру и задачи РСЧС;
· предназначение, структуру и задачи гражданской
обороны;
уметь:
· владеть способами защиты населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· пользоваться средствами индивидуальной и
коллективной защиты;
· оценивать уровень своей подготовленности и
осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для ведения здорового образа жизни;
· оказания первой медицинской помощи;
· развития в себе духовных и физических
качеств, необходимых для военной службы;
· вызова (обращения за помощью) в случае
необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-Тематическое
планирование курса
"ОБЖ"
для
11 класса на 2019-2020 учебный год
№ урока |
Разделы, темы |
Количество часов |
Требования к уровню подготовки
обучающихся |
Параграф учебника |
Дата |
|
Основы здорового образа жизни |
5 |
|
|
|
1 |
Правила личной гигиены и здоровья |
1 |
Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на
безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
§ 1.1 |
|
2 |
Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе |
1 |
Знать о факторах, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни. Уметь использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых
для создания прочной семьи |
§ 1.2, 1.5 |
|
3 |
Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики |
1 |
Знать об основах личной гигиены; об
уголовной ответственности за заражение
БППП. Уметь использовать приобретенные знания для ведения
здорового образа жизни |
§ 1.3 |
|
4 |
СПИД и его профилактика |
1 |
Знать
о путях заражения ВИЧ-инфекцией. Уметь
использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни Знать о
профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией. Уметь
использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни |
§ 1.4 |
|
5 |
Контроль
знаний (тестирование) |
1 |
|
Глава 1 |
|
|
Основы
медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи |
7 |
|
|
|
6 |
Первая медицинская помощь при острой сердечной
недостаточности и инсульте |
1 |
Знать правила
оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.
Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при
острой сердечной недостаточности и инсульте
|
§ 2.1 |
|
7 |
Первая медицинская помощь при ранениях |
1 |
Знать виды ран и
правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила
наложения жгута и давящей повязки. Владеть навыками оказания первой медицинской
помощи при кровотечениях |
§ 2.2 |
|
8 |
Первая медицинская помощь при травмах |
1 |
Знать правила оказания первой медицинской помощи при
травмах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях |
§ 2.3 |
|
9 |
Первая медицинская помощь при травмах |
1 |
§ 2.3 |
|
|
10 |
Первая медицинская помощь при травмах |
§ 2.3 |
|
||
11 |
Первая
медицинская помощь при остановке сердца |
1 |
Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приемах проведения
искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть
навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа
сердца |
§ 2.4 |
|
12 |
Контроль
знаний (тестирование) |
1 |
|
Глава 2 |
|
|
Воинская обязанность |
7 |
|
|
|
13 |
Основные понятия о воинской обязанности |
1 |
Знать об обязанностях граждан по защите государства; о
воинской обязанности. Уметь использовать
полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной
службе |
§ 3.1 |
|
14 |
Организация воинского учета и его предназначение |
1 |
Знать об организации воинского учета, об обязанностях
граждан по воинскому учету. Уметь использовать полученные знания для
осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
§ 3.2 |
|
15 |
Обязательная подготовка граждан к военной службе |
1 |
Знать о содержании обязательной подготовки граждан к
военной службе, Уметь использовать приобретенные знания для развития в
себе качеств, необходимых для военной службы |
§ 3.3 |
|
16 |
Добровольная подготовка граждан к военной службе |
1 |
Знать об основных направлениях добровольной
подготовки граждан к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в
себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
§ 3.4 |
|
17 |
Организация медицинского освидетельствования и
медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет |
1 |
Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной
постановке на воинский учет. Уметь использовать полученные
знания при первоначальной постановке на воинский учет |
§ 3.5 |
|
18 |
Увольнение с военной службы и пребывания в запасе |
1 |
Знать об основах военной службы. Иметь представление об основных
правах и обязанностях во время
пребывания в запасе. Уметь использовать полученные знания для
осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
§ 3.6 |
|
19 |
Контроль
знаний (тестирование) |
1 |
|
Глава 3 |
|
|
Особенности военной службы |
8 |
|
|
|
20 |
Правовые основы военной службы |
1 |
Знать основные положения законодательства Российской Федерации об обороне
государства и воинской обязанности и военной службе граждан. Уметь использовать
полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной
службе |
§ 4.1 |
|
21 |
Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ— законы
воинской жизни |
1 |
Знать о нормативно-правовых актах, регламентирующих жизнь
и быт военнослужащих; о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил.
Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного
самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств,
необходимых для военной службы |
§ 4.2 |
|
22 |
Военная присяга – клятва воина на верность Родине –
России |
1 |
Знать о традициях ВС РФ. Уметь использовать
приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств,
необходимых для военной службы |
§ 4.3 |
|
23 |
Прохождение военной службы по призыву |
1 |
Знать об общих, должностных и специальных обязанностях
военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские
звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Владеть
навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной
службе |
§ 4.4 |
|
24 |
Прохождение военной службы по контракту |
1 |
Знать основные условия прохождения военной службы по
контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную
службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы,
предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Уметь использовать приобретенные знания для развития в
себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть навыками
осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе;
оценки уровня своей подготовленности к ней |
§ 4.5 |
|
25 |
Права и ответственность военнослужащих |
1 |
Знать общие права и обязанности военнослужащих; виды
ответственности, установленной для военнослужащих, значении воинской
дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов;
об уголовной ответственности за преступления против военной службы. Владеть
навыками оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения
по отношению к военной службе |
§ 4.6 |
|
26 |
Альтернативная
гражданская служба |
1 |
Знать особенности
прохождения альтернативной гражданской службы. Владеть навыками оценки уровня своей
подготовленности к военной службе |
§ 4.7 |
|
27 |
Контроль
знаний (тестирование) |
1 |
|
Глава 4 |
|
|
Военнослужащий – защитник
Отечества. Честь и достоинство ВС. |
7 |
|
|
|
28 |
Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством
несущий звание защитника Отечества |
1 |
Знать об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного
самоопределения по отношению к военной службе. Уметь использовать
приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной
службы |
§ 5.1 |
|
29 |
Военнослужащий - специалист в совершенстве владеющий
оружием и военной тактикой |
1 |
Знать об основных качествах военнослужащего. Уметь использовать приобретенные знания для развития в
себе качеств, необходимых для военной службы |
§ 5.2 |
|
30 |
Требования воинской деятельности, предъявляемые к
моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина |
1 |
Знать об основных видах военно-профессиональной
деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных Сил и родах
войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки
призывника. Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной
службе; использовать приобретенные знания для развития в себе качеств,
необходимых для военной службы |
§ 5.3 |
|
31 |
Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий
Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы
командиров и начальников |
1 |
Знать о принципе
единоначалия в Вооруженных Силах РФ; требования, предъявляемые военной
службой к уровню подготовки призывника. Уметь использовать
приобретенные знания для развития в
себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
§ 5.4 |
|
32 |
Как стать офицером Российской Армии |
1 |
Знать об основных видах военных образовательных учреждений
профессионального образования; правила приема в военные образовательные
учреждения. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения
по отношению к военной службе |
§ 5.5 |
|
33 |
Международная (миротворческая) деятельность
вооруженных сил РФ |
1 |
Знать о
миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного
самоопределения по отношению к военной службе |
§ 5.6 |
|
34 |
Контроль
знаний (тестирование) |
1 |
|
Глава 5 |
|