07.10.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
10 класс
Пояснительная
записка
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система
обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская
обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное
представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее
прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового
образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в
основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
· освоение знаний о безопасном
поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной
системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях
граждан по защите государства;
· воспитание ценностного
отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому
наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите
Отечества;
· развитие черт личности,
необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при
прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма;
потребности ведения здорового образа жизни;
· овладение умениями оценивать
ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую
медицинскую помощь пострадавшим.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне
ученик должен
знать/понимать:
· основные составляющие здорового образа
жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное
здоровье и факторы, влияющие на него;
· потенциальные опасности природного,
техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
· основные задачи государственных служб по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
· основы российского законодательства об
обороне государства и воинской обязанности граждан;
· порядок первоначальной постановки на
воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
· состав и предназначение Вооруженных Сил
Российской Федерации;
· основные права и обязанности граждан до
призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в
запасе;
· основные виды военно-профессиональной
деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту,
альтернативной гражданской службы;
· требования, предъявляемые военной службой
к уровню подготовленности призывника;
· предназначение, структуру и задачи РСЧС;
· предназначение, структуру и задачи
гражданской обороны;
уметь:
· владеть способами защиты населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· пользоваться средствами индивидуальной и
коллективной защиты;
· оценивать уровень своей подготовленности и
осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для ведения здорового образа жизни;
· оказания первой медицинской помощи;
· развития в себе духовных и физических
качеств, необходимых для военной службы;
· вызова (обращения за помощью) в случае
необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-Тематическое планирование
курса
"ОБЖ" для 10 класса на 2019-2020 учебный год
№ урока |
Разделы,
темы |
Количество
часов |
Требования к
уровню подготовки обучающихся |
Домашнее
задание |
Дата проведения |
|
Опасные и чрезвычайные ситуации,
возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
7 |
|
|
|
1 |
Правила поведения в
условиях вынужденной автономии в природных условиях |
2 |
Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в
повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть
способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие
приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в
природных условиях |
§
1.1 |
|
2 |
Правила безопасного
поведения |
1 |
|
|
|
2 |
Правила поведения в
ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность
несовершеннолетних |
3 |
Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и
видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной
жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения |
§
1.2, 1.3 |
|
3 |
Правила поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций природного характера |
1 |
Знать потенциальные опасности природного, техногенного и
социального происхождения, характерные для региона проживания; правила
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные
знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в
Чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера |
§
1.4 |
|
4 |
Правила поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
1 |
§
1.4 |
|
|
5 |
Единая государственная
система предупреждений и ликвидации ЧС (РСЧС) |
3 |
Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС. Уметь использовать полученные
знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи |
§
1.5 |
|
6 |
Законы и другие
нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности |
1 |
Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае
необходимости в службы экстренной помощи |
§
1.6 |
|
|
Гражданская
оборона – составная часть системы обороноспособности страны |
10 |
|
|
|
8 |
Предназначение
и задачи ГО. Структура и органы управления. |
1 |
Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
§
2.1 |
|
|
Организация
защиты учащихся общеобразовательных учреждений от ЧС в мирное и военное время |
1 |
|
|
|
9 |
Современные средства
поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Ядерное
оружие. |
1 |
Иметь представление о современных средствах
поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные
опасности и правильно действовать в случае их наступления |
§
2.2 |
|
10 |
Современные средства
поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое
оружие. |
1 |
§
2.2 |
|
|
11 |
Современные средства
поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Биологическое оружие. |
1 |
§
2.2 |
|
|
12 |
Оповещение
и информирование населения о ЧС |
1 |
Знать способы оповещения населения в чрезвычайных
ситуациях. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях |
§
2.3 |
|
Организация инженерной
защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени |
1 |
Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Уметь: действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать
средства коллективной защиты |
§
2.4 |
|
|
14 |
Средства индивидуальной
защиты населения |
1 |
Знать основные средства индивидуальной защиты органов
дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть
навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором,
ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) |
§
2.5 |
|
15 |
Средства индивидуальной
защиты населения |
|
|
|
|
16 |
Организация проведения
аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Организация ГО в школе |
1 |
Знать об организации проведения аварийно-спасательных
работ в зонах ЧС. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
§
2.6, 2.7 |
|
17 |
Контроль знаний
(тестирование) |
1 |
|
Глава
2 |
|
|
Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни |
6 |
|
|
|
18 |
Здоровый образ жизни и
его составляющие |
1 |
Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы,
влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности
профилактических мероприятий для здорового иммунитета |
§
4.1 |
|
19 |
Биологические ритмы и
работоспособность человека |
1 |
Знать основные составляющие здорового образа жизни. Уметь
использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения
здорового образа жизни |
§
4.2 |
|
20 |
Значение двигательной
активности и закаливания |
1 |
Знать о факторах, способствующих укреплению
здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в
повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
§
4.3 |
|
21 |
Вредные привычки.
Профилактика вредных привычек |
1 |
Знать о вредных привычках–факторах,
разрушающих здоровье.Уметь использовать приобретенные знания в
повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
§
4.4 |
|
22 |
Вредные привычки.
Профилактика вредных привычек |
1 |
§
4.4 |
|
|
23 |
Контроль знаний
(тестирование) |
1 |
|
Глава
4 |
|
|
Основы военной службы |
11 |
|
|
|
24 |
История создания
Вооруженных Сил России |
1 |
Иметь предстваление об истории создания
Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного
самоопределения по отношению к военной службе. |
§
5.1 |
|
25 |
Организационная
структура Вооруженных Сил |
1 |
Иметь представление об организационной
структуре ВС РФ.Владеть навыками осуществления осознанного
самоопределения по отношению к военной службе |
§
5.2 |
|
26 |
Функции и основные
задачи современных Вооруженных Сил России |
1 |
Знать функции и основные задачи современных
Вооруженных Сил. Иметь представление об управлении Вооруженными
Силами; о реформе Вооруженных Сил. Владеть навыками
осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
§
5.3 |
|
27 |
Другие войска, их
состав и предназначение |
1 |
§
5.4 |
|
|
28 |
Патриотизм – основа
героизма |
1 |
Знать о требованиях воинской
деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и
профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать
приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых
для военной службы |
§
6.1 |
|
29 |
Памяти поколений. Дни
воинской славы России |
1 |
Знать о днях воинской славы и о формах увековечения
памяти. Уметь:отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои
мировоззренческие взгляды; использовать приобретенные знания
для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
§
6.2 |
|
30 |
Дружба, войсковое
товарищество – основа боевой готовности |
1 |
Иметь представление о дружбе и войсковом
товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Уметь использовать
приобретенные знания для развития в себе духовных и физических
качеств, необходимых для военной службы |
§
6.3 |
|
31 |
Боевое знамя воинской
части. |
1 |
Иметь представление о символах воинской чести. Уметь
осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе |
§
7.1 |
|
32 |
Ордена — почетные
награды за воинские отличия |
1 |
Иметь представление об основных государственных
наградах. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои
мировоззренческие взгляды |
§
7.2 |
|
33 |
Ритуалы Вооруженных Сил
Российской Федерации |
1 |
Иметь представление о ритуалах ВС РФ. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по
отношению к военной службе |
§
7.3 |
|
34 |
Контроль знаний
(тестирование) |
1 |
|
Глава
5,6,7. |
|