03.10.2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре
8 класса составлена на основе Фундаментального
ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной
общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней
также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
В ходе
преподавания алгебры в 8 классе, работы над формированием у обучающихся
универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они
овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
·
планирования и осуществления алгоритмической
деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов:
·
решения разнообразных классов задач из различных
разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
·
исследовательской деятельности, развития
идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых
задач;
·
ясного, точного, грамотного изложения своих
мыслей в устной и письменной форме, использования различных языков математики
(словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка
на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
·
проведения доказательных рассуждений, аргументации,
выдвижения гипотез и их обоснования;
·
поиска, систематизации, анализа и классификации
информации, использования разнообразных информационных источников, включая
учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Обучение математике в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
В
направлении личностного развития:
·
развитие логического и критического мышления,
культуры речи, способности к умственному эксперименту;
·
формирование у обучающихся
интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению
мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
·
воспитание качеств личности,
обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные
решения;
·
формирование качеств мышления, необходимых
для адаптации в современном информационном обществе;
·
развитие интереса к математическому
творчеству и математических способностей.
В мета предметном направлении:
·
формирование представлений о математике
как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии
цивилизации и современного общества;
·
развитие представлений о математике как
форме описания и методе познания действительности, создание условий для
приобретения первоначального опыта математического моделирования;
·
формирование общих способов интеллектуальной
деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
·
овладение математическими знаниями и умениями,
необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных
организациях, изучения смежных дисциплин, применения их в повседневной жизни;
·
создание фундамента для развития
математических способностей, а также механизмов мышления, формируемых
математической деятельностью.
Целью изучения курса алгебры 8 класса является
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до
уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и
смежных предметов; усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного
средства математического моделирования прикладных задач; осуществление
функциональной подготовки школьников.
На основании требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования в
содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют задачи обучения:
-сформировать
практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений,
развить вычислительную культуру;
-овладеть
символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические
умения и научиться применять их к решению математических и нематематических
задач;
-изучить
свойства и графики элементарных функций, научиться использовать
функционально-графические представления для описания и анализа реальных
зависимостей;
-развить
логическое мышление и речь- умения логически обосновывать суждения, проводить
несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные
языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
-сформировать
представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах
математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики в 8 классе направлено на
освоение компетенций:
-учебно-познавательной;
-ценностно-ориентационной;
-рефлексивной;
-коммуникативной;
-информационной;
-социально-трудовой.
Планируемые
результаты изучения учебного предмета
·
Изучение математики в основной школе дает
возможность обучающимся достичь следующих результатов:
·
В
направлении личностного развития:
·
умение ясно, точно, грамотно излагать свои
мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
·
критичность мышления, умение распознавать
логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
·
представление о математической науке как
сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для
развития цивилизации;
·
креативность мышления, инициатива, находчивость,
активность при решении математических задач
·
умение контролировать процесс и результат
учебной математической деятельности;
·
способность к эмоциональному восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
·
умение видеть математическую задачу в
контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
·
умение находить в различных источниках информацию,
необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной
форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и
вероятностной информации;
·
умение понимать и использовать математические
средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
·
умение выдвигать гипотезы при решении учебных
задач и понимать необходимость их проверки;
·
умение применять индуктивные и дедуктивные
способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
·
понимание сущности алгоритмических предписаний
и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
·
умение самостоятельно ставить цели,
выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
·
умение планировать и осуществлять деятельность,
направленную на решение задач исследовательского характера;
·
первоначальные представления об идеях и методах
математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования
явлений и процессов.
В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса
является сформированность следующих умений.
Предметная
область «Арифметика»
·
переходить от одной формы записи чисел к
другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную — в
виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых
степеней десятки;
·
выполнять арифметические действия с рациональными
числами, сравнивать рациональные и действительные числа, находить в несложных
случаях значения степеней с целыми показателями, находить значения числовых
выражений;
·
округлять целые числа и десятичные дроби,
находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых
выражений;
·
пользоваться основными единицами длины,
массы, времени, скорости, площади, объема,
·
выражать более крупные единицы через более
мелкие и наоборот;
·
решать текстовые задачи, включая задачи,
связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.
·
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
решения несложных практических расчетных
задач, в том числе с использованием (при необходимости) справочных материалов,
калькулятора, компьютера;
·
устной прикидки и оценки результата
вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных
приемов;
·
интерпретации результатов решения задач с
учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых
процессов и явлений.
Предметная
область «Алгебра»
·
составлять буквенные выражения и формулы
по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и
выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного
выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;
·
выполнять: основные действия со степенями
с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение
многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных
выражений;
·
решать линейные уравнения, системы двух линейных
уравнений с двумя переменными;
·
решать текстовые задачи алгебраическим
методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя
из формулировки задачи;
·
изображать числа точками на координатной
прямой;
·
определять координаты точки плоскости,
строить точки с заданными координатами.
·
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
выполнения расчетов по формулам, составления
формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной
формулы в справочных материалах;
·
моделирования практических ситуаций и
исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
·
описания зависимостей между физическими
величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических
ситуаций.
Предметная область «Элементы логики,
комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
·
проводить несложные доказательства,
получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений,
оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
·
примеры для иллюстрации и контрпримеры для
опровержения утверждений;
·
извлекать информацию, представленную в таблицах,
на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
·
решать комбинаторные задачи путем
систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила
умножения;
·
вычислять средние значения результатов
изменений;
·
находить частоту события, используя
собственные наблюдения и готовые статистические данные;
·
находить вероятности случайных событий в
простейших случаях.
·
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
выстраивания аргументации при доказательстве
и в диалоге;
·
распознавания логически некорректных рассуждений;
·
записи математических утверждений, доказательств;
·
анализа реальных числовых данных, представленных
в виде диаграмм, графиков, таблиц;
·
решения практических задач в повседневной
и профессиональной деятельности с использованием действий с числами,
процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
·
решения учебных и практических задач,
требующих систематического перебора вариантов;
·
сравнения шансов наступления случайных событий,
оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления
модели с реальной ситуацией;
·
понимания статистических утверждений.
Место
предмета в учебном плане
Согласно
Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе
отводится в 2017-18 уч.г.173 часа из
расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии
следующее:
3 часа в неделю
алгебры, в 2017-18 уч году, итого 103
часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 70 часов.
Рабочая
программа по алгебре предназначена для
обучающихся 8 класса общеобразовательной школы. Базовый уровень.
Последовательность
изучения тем следующая:
Рациональные дроби.
Квадратные
корни.
Квадратные
уравнения
Неравенства.
Степень с
целым показателем. Элементы статистики.
Повторение.
Тематическое планирование Алгебра 8 класс
№ п/п |
Наименование
разделов и тем |
Сроки
проведения |
Всего часов |
В
том числе на: |
||
|
|
|
|
Уроки |
Контрольные
работы |
Практические
(лабораторные) работы |
1 |
Вводное повторение. |
|
3 |
2 |
1( входная диагностика-тест, 07.09.17) |
|
2 |
Рациональные дроби. |
|
23 |
21 |
2(№1 « Сложение и вычитание рациональных дробей», кр05.10.17;№2
«Умножение и деление рациональных дробей»,кр, 28.10.17) |
|
3 |
Квадратные корни |
|
18 |
16 |
2(№3
«Свойства арифметического квадратного корня»,кр 01.12.17; №4 «Преобразование
выражений, содержащих квадратные корни» ,кр,21.12.17) |
|
4 |
Квадратные уравнения. |
|
22 |
20 |
2 (№5 «Квадратные уравнения»,кр. 27.01.18; №6 « Дробные
рациональные уравнения», кр,22.02.18 ) |
|
5 |
Неравенства. |
|
20 |
18 |
2(№7 «Числовые неравенства и их
свойства»,кр,15.03.18; №8 «Решение неравенств и систем неравенств с одной
переменной»,кр26.04.18,) |
|
6 |
Степень с целым показателем. Элементы статистики. |
|
11 |
10 |
1(№9 «Степень с целым
показателем»,кр,11.05.18 ) |
|
7 |
Повторение. |
|
4 |
3 |
1(итоговая,кр,26.05.18 ) |
|
|
Резерв |
|
2 |
|
|
23.02.18 08.03.18 |
|
Итого |
|
103 |
|
|
|
Календарно-тематическое
планирование.
Алгебра
8 класс (УМК Ю.Н.Макарычева)
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Виды контроля |
Дата проведения урока по плану |
фактически |
Вводное
повторение, 3ч; 1 четверть |
|||||
1 |
Повторение
учебного материала за курс 7 класса |
1 |
|
|
|
2 |
Повторение
учебного материала за курс 7 класса |
1 |
|
|
|
3 |
Входная контрольная работа |
1 |
Контрольная работа (тест) |
|
|
Рациональные дроби,23ч |
|
||||
4(1) |
Рациональные
выражения |
1 |
|
|
|
5(2) |
Рациональные
выражения |
1 |
|
|
|
6(3) |
Основное
свойство дроби |
1 |
|
|
|
7(4) |
Основное
свойство дроби. Сокращение дробей. |
1 |
|
|
|
8(5) |
Основное
свойство дроби. Сокращение дробей. |
1 |
|
|
|
9(6) |
Сложение
дробей с одинаковыми знаменателями. |
1 |
|
|
|
10(7) |
Вычитание
дробей с одинаковыми знаменателями. |
1 |
|
|
|
11(8) |
Сложение
и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
1 |
|
|
|
12(9) |
Сложение
дробей с разными знаменателями. |
1 |
|
|
|
13(10) |
Вычитание
дробей с разными знаменателями. |
1 |
|
|
|
14(11) |
Сложение
и вычитание дробей с разными знаменателями. |
1 |
Тест.
|
|
|
15(12) |
Контрольная работа №1 по теме
«Сложение и вычитание рациональных
дробей» |
1 |
Контрольная работа |
|
|
16(13) |
Умножение
дробей. Возведение дроби в степень. |
1 |
|
|
|
17(14) |
Умножение
дробей. Возведение дроби в степень. |
1 |
|
|
|
18(15) |
Деление
дробей. |
1 |
|
|
|
19(16) |
Деление
дробей. |
1 |
|
|
|
20(17) |
Преобразование
рациональных выражений. |
1 |
|
|
|
21(18) |
Преобразование
рациональных выражений. |
1 |
|
|
|
22(19) |
Преобразование
рациональных выражений. |
1 |
|
|
|
23(20) |
Функция
у
= k/x
и ее график. |
1 |
|
|
|
24(21) |
Функция
у
= k/x
и ее график. |
1 |
|
|
|
25(22) |
Обобщение
по теме «Умножение и деление рациональных дробей» |
1 |
|
|
|
26(23) |
Контрольная работа №2 по теме
«Умножение и деление рациональных дробей». |
1 |
Контрольная работа. |
|
|
Квадратные
корни, 18ч ; 2 четверть |
|
||||
27(1) |
Рациональные
числа |
1 |
|
|
|
28(2) |
1 |
Тест
|
|
|
|
29(3) |
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. |
1 |
Тест
|
|
|
30(4) |
Уравнение |
1 |
|
|
|
31(5) |
Уравнение |
1 |
Тест
|
|
|
32(6) |
Нахождение приближенных значений квадратного корня |
1 |
|
|
|
33(7) |
Функция и ее график |
1 |
|
|
|
34(8) |
Квадратный корень из произведения, дроби |
1 |
|
|
|
35(9) |
Квадратный корень из степени |
1 |
|
|
|
36(10) |
Контрольная
работа № 3 по теме «Свойства арифметического квадратного корня». |
1 |
Контрольная работа |
|
|
37(11) |
Вынесение множителя из-под знака корня |
1 |
|
|
|
38(12) |
Внесение множителя под знак корня |
1 |
|
|
|
39(13) |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
1 |
|
|
|
40(14) |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
1 |
|
|
|
41(15) |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
1 |
|
|
|
42(16) |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни |
1 |
|
|
|
43(17) |
Обобщающий
урок по теме «Преобразование выражений, содержащих
квадратные корни» |
1 |
Тест
|
|
|
44(18) |
Контрольная работа №4 по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» |
1 |
Контрольная работа |
|
|
Квадратные уранения,22ч |
|
||||
45(1) |
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные
уравнения. |
1 |
|
|
|
46(2) |
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные
уравнения. |
1 |
|
|
|
47(3) |
Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена. |
1 |
Тест
|
|
|
48(4) |
Решение квадратных уравнений по формуле. |
1 |
|
|
|
49(5) |
Решение квадратных уравнений по формуле. |
1 |
|
|
|
50(6) |
Решение задач с помощью квадратных уравнений |
1 |
|
|
|
51(7) |
Решение задач с помощью квадратных уравнений |
1 |
|
|
|
52(8) |
Решение задач с помощью квадратных уравнений |
1 |
Тест
|
|
|
53(9) |
Теорема Виета |
1 |
|
|
|
54(10) |
Теорема Виета |
1 |
|
|
|
55(11) |
Обобщающий
урок по теме «Квадратные уравнения» |
1 |
Тест
|
|
|
56(12) |
Контрольная
работа № 5 по теме «Квадратные уравнения». |
1 |
Контрольная работа |
|
|
57(13) |
Решение дробных рациональных уравнений |
1 |
|
|
|
58(14) |
Решение дробных рациональных уравнений |
1 |
|
|
|
59(15) |
Решение дробных рациональных уравнений |
1 |
Тест
|
|
|
60(16) |
Решение задач с помощью рациональных уравнений |
1 |
|
|
|
61(17) |
Решение задач с помощью рациональных уравнений |
1 |
|
|
|
62(18) |
Решение задач с помощью рациональных уравнений |
1 |
|
|
|
63(19) |
Решение задач с помощью рациональных уравнений |
1 |
|
|
|
64(20) |
Графический способ решения уравнений |
1 |
|
|
|
65(21) |
Обобщающий урок
по теме «Дробные рациональные уравнения». |
1 |
|
|
|
66(22) |
Контрольная
работа № 6 по теме «Дробные рациональные уравнения». |
1 |
Контрольная работа |
|
|
Неравенства, 20ч |
|
||||
67(1) |
Числовые неравенства |
1 |
|
|
|
68(2) |
Свойства числовых неравенств |
1 |
Тест
|
|
|
69(3) |
Сложение и умножение числовых неравенств |
1 |
|
|
|
70(4) |
Сложение и умножение числовых неравенств |
1 |
|
|
|
71(5) |
Погрешность и точность приближения |
1 |
|
|
|
72(6) |
Обобщающий
урок по теме «Свойства числовых неравенств» |
1 |
|
|
|
73(7) |
Контрольная
работа № 7 по теме «Свойства числовых неравенств». |
1 |
Контрольная работа |
|
|
74(8) |
Пересечение и объединение
множеств |
1 |
Тест
|
|
|
75(9) |
Числовые промежутки |
1 |
|
|
|
76(10) |
Решение неравенств с одной переменной |
1 |
|
|
|
77(11) |
Решение неравенств с одной переменной |
1 |
|
|
|
78(12) |
Решение неравенств с одной переменной |
1 |
|
|
|
79(13) |
Решение неравенств с одной переменной |
1 |
|
|
|
80(14) |
Решение систем неравенств с одной переменной |
1 |
|
|
|
81(15) |
Решение систем неравенств с одной переменной |
1 |
|
|
|
82(16) |
Решение систем неравенств с одной переменной |
1 |
|
|
|
83(17) |
Решение систем неравенств с одной переменной |
1 |
Тест
|
|
|
84(18) |
Доказательство
неравенств |
1 |
|
|
|
85(19) |
Доказательство
неравенств |
1 |
|
|
|
86(20) |
Контрольная
работа №8 «Решение
неравенств и систем неравенств с одной переменной» |
1 |
Контрольная работа |
|
|
Степень с
целым показателем. Элементы статистики.11ч |
|||||
87(1) |
Определение степени с целым отрицательным показателем |
1 |
|
|
|
88(2) |
Определение степени с целым отрицательным показателем |
1 |
|
|
|
89(3) |
Свойства степени с целым показателем |
1 |
|
|
|
90(4) |
Свойства степени с целым показателем |
1 |
|
|
|
91(5) |
Стандартный вид числа |
1 |
|
|
|
92(6) |
Решение
задач |
1 |
|
|
|
93(7) |
Контрольная
работа № 9 по теме «Степень с целым показателем» |
1 |
Контрольная работа |
|
|
94(8) |
Сбор и группировка статистических данных |
1 |
|
|
|
95(9) |
Сбор и группировка статистических данных |
1 |
|
|
|
96(10) |
Наглядное представление статистической информации. |
1 |
|
|
|
97(11) |
Наглядное представление статистической информации. |
1 |
|
|
|
|
Повторение,4ч |
||||
98(1) |
Повторение.
Рациональные дроби. |
1 |
|
|
|
99(2) |
Повторение.
Квадратные корни. Квадратные уравнения. |
1 |
|
|
|
100(3) |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
Контрольная работа |
|
|
101(4) |
Повторение.
Неравенства |
1 |
|
|
|
102 |
Резерв
|
1 |
На
|
|
|
103 |
Резерв |
1 |
На
|
|
|
|
|
|
|
|
|