4
|
Музыкальные
инструменты (фортепиано)
|
Музыкальные
инструменты. Фортепиано. Элементы нотной грамоты.
Тембровая
окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные
возможности. Музыкальный инструмент – фортепиано.
Мир ребенка в
музыкальных интонациях, образах.
- «Детская музыка» С.Прокофьев
«Детский альбом» П.Чайковский
|
1
|
Воплощать в
звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на
музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или
пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом
движении.
|
Знать/понимать:
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и
их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Знать
названия изученных произведений и их композиторов (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский,
С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано. названия
танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка.
(фортепиано).
Уметь:
узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер,
настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
|
эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,
игре или пластике;
|
Познавательные: Умение
сравнивать музыку;
Слышать
настроение звучащей музыки
Коммуникативные: слушать
собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать
различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения
Регулятивные:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
|
5
|
Природа и музыка.
Прогулка.
|
Выразительность
и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.
Знакомство
с творчеством отечественных композиторов - классиков и современных композиторов на образцах
музыкальных произведений П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева. Способность музыки
в образной форме передать настроение, чувства, его отношение к природе, к
жизни.
- «Утро – вечер»
С.Прокофьев.
- «Прогулка»
С.Прокофьев
- «Прогулка»
М.Мусорского
«Научи нас веселиться»
|
1
|
Воплощать в
звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении,
музыкально-пластическом движении.
|
Знать/понимать:
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Уметь:
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей
жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении,
музыкально-пластическом движении.
|
Отклик
на звучащую на уроке музыку. охотно участвовать в коллективной творческой
деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
|
Познавательные: Научатся
выделять характерные особенности марша,
выполнять
задания творческого характера.
Коммуникативные:
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения
посредством выявления авторских смыслов и оценок
Регулятивные:действовать
конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять
поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся
условий.
|
6
|
Танцы, танцы, танцы
|
Песня, танец, марш и их разновидности.
Три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с
жизнью человека.
. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной
выразительности (ритм).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в
ансамбле. Исполнение
пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в
инструментальном музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из
элементов создания контрастных образов.
Сочинение
простейших мелодий.
Сочинение мелодий по пройденным мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и
металлофоне сочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на
элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным
и неточным повтором по эстафете.
- «Камаринская», «Вальс»,
«Полька» П.И.Чайковского.
- Тарантелла - С .Прокофьева
|
1
|
Слушание музыки; рисование музыкальных
впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное
рисование.
|
Знать/понимать:
изученные музыкальные сочинения, называтьих авторов, названия танцев: вальс,
полька, тарантелла, мазурка
Уметь: определять
основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать
контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу.
Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия
интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы.
Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике.
|
продемонстрировать
личностно-окрашенное эмоционально- образное восприятие музыки, увлеченность
музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
|
Познавательные:
Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности
танца, исполнять и инсценировать песни.
Музицирование;
.Выбор
характерных движений для танцев.
Коммуникативные: приобрести опыт общения со
слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой
музыкально-исполнительской деятельности.
Регулятивные: осуществлять поиск наиболее
эффективных способов достижения результата в процессе участия в
индивидуальных, групповых работах.
|
7
|
Эти разные марши.
|
Песенность, танцевальность,маршевость. Основные
средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность
и изобразительность в музыке. Игра на
элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры
на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее
движение; подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение
фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра
элементарных инструментов.
Музыкальное
время и его особенности
Метроритм.
Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт.
Размер.
- «Марш деревянных
солдатиков».П.Чайковский
«Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит
месяц над лугами» С.С.Прокофьев
|
1
|
Исполнять
музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение,
музыкально-пластическое движение). Слушание музыки, вокальная и
инструментальна я импровизация, игра на инструментах, беседа - диалог, работа
с учебником.
|
Знать/понимать:
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь: исполнять музыкальные произведения
отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение),
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных
видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. Делать
самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной
выразительности..
|
охотно участвовать в коллективной
творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
|
Познавательные: Определять своеобразие маршевой
музыки.
Отличать
маршевую музыку от танцевальной музыки.
Коммуникативные: излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения
Регулятивные: договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности.
|
8
|
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама
|
Слушание музыкальных произведений. Восприятие
точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных
произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф.
Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы
из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С.
Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и
оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки);
куплетная форма (песни и хоровые произведения).
Интонации
музыкальные и речевые. Их сходство и различие «Нянина сказка» П.Чайковский
- «Сказочка» С.Прокофьев
- «Мама». П,Чайковский
«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов
|
1
|
Научиться придумывать свои песенки на
стихи. Характеризовать средства музыкальной выразительности. Петь соблюдая
певческую установку.
|
Знать/понимать:
названия изученных произведений и их авторов.
Уметь:
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и
сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных
произведениях,
передавать
настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на
элементарных музыкальных инструментах.
|
Отклик
на звучащую на уроке музыку.
охотно
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
|
Познавательные:
Сопоставлять музыку, находить общие черты и различия.
Сочинить
сказку. Выбор характерных движений для музыки. Найти слова для
мелодии «Мамы» Чайковского.
Коммуникативные:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи
Регулятивные:
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в
процессе участия в групповых проектных работах.
|
9
|
Обобщающий урок четверти.
|
Обобщение
музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть.
Различные виды
музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая,
оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский,
женский, мужской, смешанный.
|
1
|
Исполнение знакомых песен, участие в
коллективном пении, передача
музыкальных впечатлений учащихся.
|
Знать/
понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь: продемонстрировать знания о
музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при
воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать
личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность.
|
Развитие умений откликаться на музыку с
помощью простых движений и интонаций.
|
Познавательные: Научатся
определять на слух знакомые жанры, узнавать мелодии изученных произведений,
аргументировать свою позицию. Уметь выражать себя в разных формах
деятельности.
Коммуникативные:
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
оценивать результаты своей работ
|
О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО
СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» - 7 часов
|
10
|
Великий колокольный звон. Звучащие картины
|
Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в
творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.
Колокольные
звоны России. Музыкальные традиции родного края, придающие самобытность его
музыкальной культуре.
Игровые
дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые,
четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков
в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.
Ритмические
игры.
Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые
ритмические каноны.
- «Великий
колокольный звон» М.Мусоргский
- «Праздничный
трезвон»
.
|
1
|
Выступать в роли
слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных
произведений.
Учиться
слушать внимательно, запоминать название и авторов.
Вовремя
начинать и заканчивать пение по
фразам.
|
Знать/
понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Ввести
понятие духовная музыка.
Уметь:
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных
видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью
какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение
музыкальных произведений.
|
Наличие эмоционального отношения к
искусству, эстетического взгляда на мир
в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
|
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: читать простое схематическое
изображение.
Коммуникативные:
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
|
11
|
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
|
Отечественные
народные музыкальные традиции. Обобщенное представление исторического
прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения. Музыкальная грамота
Основы
музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в
пределах октавы, выразительные возможности интервалов
Кантата
«Александр Невский» С.Прокофьев:
- «Песнь об Александре
Невском»
- «Вставайте, люди русские»
Народные песнопения о Сергии
Радонежском.
|
1
|
Определять
настроение и характер музыки с учетом терминов и образных определений.
Находить
простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими
произведениями.
|
Знать/
понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы
музыкального фольклора, народные
музыкальные традиции родного края,
религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное
эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные
произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella.
|
Воспринимать
музыкальные произведения с ярко выраженным содержанием, определение их
характера и настроения. Наличие эмоционального отношения к искусству,
эстетического взгляда на мир
в его целостности, художественном и самобытном разнообразии
|
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.
|
12
|
Утренняя молитва
|
Духовная музыка
в творчестве композиторов. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Интонация как озвученное состояние,
выражение
эмоций и мыслей человека.
Знакомство
с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных
произведений П.И.Чайковского.
«Детский
альбом» П.Чайковский:
«В церкви»
|
1
|
Делать
разбор музыкальных произведений, разбираться в строении произведений.
Учиться слушать внимательно, запоминать название и авторов.
Вовремя
начинать и заканчивать пение по
фразам.
|
Молитва.
Лад.
|
Планировать
свою деятельность.
Составлять
план своей работы.
|
Р.Приобретение
|
|
Знать/
понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и
изобразительность музыкальной интонации.
Уметь:
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных
произведениях.
|
Мотивация учебной деятельности. Уважение
к чувствам и настроениям другого человека.
|
Регулятивные: использовать
установленные правила в контроле способов решения задач.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: обращаться за
помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения.
|
13
|
С Рождеством Христовым!
|
Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции
Отечества. Праздники Русской православной церкви. Многообразие
этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений
с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных
мелодий по нотам.
Рождественская песенка» - П.Синявский
·
Рождественские песни: «Добрый тебе вечер»
·
«Рождественское чудо»
«Тихая ночь»
|
1
|
Определять
общий характер музыки.
Характеризовать
средства музыкальной выразительности.
Соблюдать
в пении певческую установку.
|
Знать/
понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
Уметь: охотно участвовать в коллективной
творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
эмоционально откликнуться на музыку.
|
Этические чувства, чувство
сопричастности истории своей Родины и народа.
|
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: понимать содержание
рисунка и соотносить его с музыкальными впе- чатлениями.
Коммуникативные: ставить
вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника.
|
14,15
|
Музыка на Новогоднем празднике.
|
Игра на
элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение
простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах
малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель,
барабан, треугольник, реко-реко и др. Я
– артист
Сольное
и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое
соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый
год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг
календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.
|
2
|
Словесное рисование, слушание музыки,
работа в тетради, пластическое интонирование.
|
Знать/
понимать: образцы музыкального фольклора (народные славянские
песнопения), народные музыкальные
традиции родного края (праздники и обряды).
Уметь:
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное
произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Выражать
свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в
слове, рисунке, пении и др.
|
Наличие
эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам
музыкально-практической деятельности.
|
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную
задачу.
Познавательные: узнавать, называть и определять
явления окружающей действительности.
Коммуникативные: обращаться за помощью,
формулировать свои затруднения
|
16
|
Обобщение темы « О России петь - что стремиться в храм
|
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений
второклассников. Игра на
народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение
произведений по ритмической партитуре. Свободное дирижирование ансамблем
одноклассников. Исполнение песен с инструментальным сопровождением:
подражание «народному оркестру» (ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные
инструменты разных регионов.
|
1
|
Исполнение знакомых песен, участие в
коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах,
передача музыкальных впечатлений учащихся.
|
Приобретать
(моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение,
исполнение,
|
Реализовывать творческий потенциал
осуществляя собственные музыкально
исполнительские замыслы.
|
Регулятивные: выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: осознанно
строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать
свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности.
|
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО» - 5 часов
|
17,18
|
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
Разыграй песню.
|
Народное
музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный
фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных
праздников
Наблюдение
народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.
- «Калинка» - р.н.п.
- «Светит месяц» - вариации на
тему рус. нар. песни.
- «Камаринская» - р.н.п. Песня – игра:
- «Бояре, а мы к вам пришли»;
«Выходили, красны девицы» - р.н.п. –
игра
|
2
|
Наблюдение
народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.
Народные музыкальные традиции Отечества.
|
Знать/понимать:
народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России.
Уметь:
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом
движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер,
настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных
произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров
(инструментальное музицирование, импровизация и др.).
|
Эмоционально
откликаться на музыкальное произведение и выражать свое отношение..
|
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: ставить
и формулировать проблему.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание,
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
|
19,20
|
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
|
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и
инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и
исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение
детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с
музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай»,
«Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры,
колядки, весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Народная и
профессиональная музыка.
- С. Прокофьев
«Ходит месяц над лугами».
- «Камаринская» -
р.н.п.
П.Чайковский:
«Мужик на гармонике играет»
|
2
|
Внимательно
слушать музыку, отличать одно произведение от другого, различать их характер.
Сравнивать,
выявлять развитие музыкального образа в произведениях. Характеризовать
средства музыкальной выразительности.
Соблюдать
в пении певческую установку.
|
Понимать
выразительность и изобразительность музыкальной
интонации. Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной
музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать
музыку по характеру и настроению. Воплощать художественно-образное
содержание музыкального народного творчества в песнях и играх.
|
Развитие мотивов музыкально-учебной
деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
Эмоционально
откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
|
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: выбирать
наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности.
|
21
|
Проводы зимы. Встреча весны.
|
Музыка в
народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Слушание произведений в исполнении
фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении
детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский
фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский
народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в
исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный
ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов
России и др.).
Весенние заклички
|
1
|
Передавать
настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении,
игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.
|
Знать/понимать:
образцы музыкального фольклора,
народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
|
Реализовывать
творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские
замыслы в различных видах деятельности. Этические чувства, доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзывчивость
|
Регулятивные: использовать установленные правила
в контроле способов решения задач.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии
способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю,
одноклассникам; формулировать свои затруднения
|
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» - 5часа
|
22
|
Детский музыкальный театр. Опера.
|
«Музыкальный
конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и
вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная
формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое.
Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман,
П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Интонации
музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более
сложных жанров – оперы.
М. Коваль «Волк и семеро козлят»
фрагменты из оперы.
|
1
|
Определять
на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
Определять
и сравнивать характер, настроение, средства музыкальной выразительности. Передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре
вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.
|
Знать/понимать:
названия музыкальных театров,
особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм
музыки.
Уметь:
передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные
произведения с сопровождением и без
сопровождения
|
Воплощение
собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.
Наличие
эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.
|
Регулятивные:
использовать
речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии
способов решения задач.
Коммуникативные:
аргументировать
свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности.
|
23
|
Детский музыкальный театр.Балет.
|
Обобщенное
представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров.
Балет.
Музыкальное развитие в балете.
«Вальс. Полночь» из балета «Золушка»
С.Прокофьев.
|
1
|
Уметь
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
Определять
и сравнивать характер, настроение, средства музыкальной выразительности.
Словесное рисование.Исполнение песен по желанию.
|
Знать/понимать:
особенности музыкального жанра – балет.
Уметь: узнавать изученные музыкальные
произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры
(песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение,
выразительные средства музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во
время вокально-хоровой работы.
|
Внутренняя позиция, эмоциональная
отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека.
|
Регулятивные: использовать речь для регуляции
своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии
способов решения задач.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности.
|
24
|
Театр оперы и балета. Волшебная
палочка дирижера.
|
Совместное участие обучающихся,
педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного
представления. Разработка сценариев музыкально-театральных,
музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного
хорового и инструментального
материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов.
Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация
хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в
музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций,
костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение
ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
Музыкальные
театры. Опера, балет.
|
1
|
Хоровое пение, слушание музыки, работа с
текстом, беседа - диалог.
|
Знать/понимать:
названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор,
исполнитель, слушатель, дирижер.
Уметь: узнавать изученные музыкальные
произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры
(песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение,
выразительные средства музыки.
|
Развитие эмоционального восприятия
произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической
деятельности.
|
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: выбирать
наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности
|
25,26
|
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Финал.
|
Опера.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;
сольная,
хоровая, оркестровая. Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в
различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как
отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности.
Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в
мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра).
Балет, опера.
- Увертюра к опере «Руслан и
Людмила» М.Глинка
|
2
|
Слушание музыки; рисование музыкальных
впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное
рисование.
|
Знать/понимать:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов (М.Глинка);
смысл понятий – солист, хор.
Уметь: определять и сравнивать характер,
настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах,
эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
|
Этические чувства, чувство
сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального
искусства в жизни человека. Продуктивное сотрудничество, общение,
взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных
задач.
|
Регулятивные: моделировать, выделять,
обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения
конкретных задач.
Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: задавать
вопросы, формулировать свои затруднения
|
«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» - 3 часа
|
27
|
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».
|
Создание презентации «Путешествие в
мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентации
жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных
декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Симфоническая
сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.)
Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера.
Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А.
Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.
Игра на элементарных
музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различных жанров.
Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным
мелодическим и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля
элементарных инструментов.
Я
– артист
Сольное и ансамблевое музицирование
(вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
|
1
|
Слушание
музыки, вокальная и инструментальная импровизация, игра на инструментах,
беседа-диалог, работа с учебником.
|
Знать/понимать:
музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура,
симфоническая сказка, музыкальная
тема, взаимодействие тем.
Уметь: передавать собственные
музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли
слушателей, эмоционально откликаясь на
исполнение музыкальных произведений
|
Научиться учитывать настроение других
людей, их эмоции от восприятия музыки; формирование основы для развития
чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия
музыкальными произведениями.
|
Регулятивные: моделировать, выделять,
обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения
конкретных задач.
Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: задавать вопросы,
формулировать свои затруднения
|
28
|
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
|
Слушание классических музыкальных произведений с
определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной
выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический
рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов
А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С.
Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в
движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных
произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем
музыку»).
Исполнение песен в простой
двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»;
Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
М.Мусоргский «Картинки с выставки»:
- «Избушка на курьих ножках»
- «Балет не вылупившихся
птенцов»
- «Богатырские ворота»
«Песня о картинах» Г.Гладков.
|
1
|
Слушание музыки; рисование музыкальных
впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное
.рисование
|
Знать/понимать:
названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь: определять и сравнивать характер,
настроение и средства музыкальной
выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные
произведения и называть их авторов, продемонстри-ровать понимание интонационно-образной
природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке.
|
Развитие эмоционального восприятия
произведений искусства. Оценка результатов собственной
музыкально-исполнительской деятельности.
|
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: координировать и
принимать различные позиции во взаимодействии
|
29
|
«Звучит нестареющий Моцарт».
|
Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора
В.А.Моцарта.
Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных
образов. Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном
и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта,
октава). Слушание двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в
ансамбле.
Простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам
с использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с
приемами игры на синтезаторе.
|
1
|
Слушание музыки; рисование музыкальных
впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное
рисование.
|
Знать/понимать:
накопление сведений и знаний о творчестве
композиторов.
Уметь: узнавать изученные музыкальные
произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер,
настроение и средства выразительности
в музыкальных произведениях.
|
Эмоциональное отношение к искусству.
Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения
и характера
|
Регулятивные: использовать общие
приемы решения задач.
Познавательные: ставить
и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале
учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать
вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.
|
«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ» - 6 часов
|
30
|
Волшебный цветик-
семицветик. Музыкальные инструменты (орган).
И все это – Бах.
|
Интонация –
источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).
Знакомство
учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
- «Менуэт» И. -С.Бах.
- «За рекою старый дом» И.
-С.Бах.
- «Токката» И.-С.Бах.
|
1
|
Слушание музыки; рисование музыкальных
впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное
рисование.
|
Знать/понимать:
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.
Уметь: определять и сравнивать характер,
настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения
и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с
сопровождением и без сопровождения.
|
Эмоциональное отношение к искусству.
Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения
и характера.
|
Регулятивные: использовать общие
приемы решения задач.
Познавательные: ставить
и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале
учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать
вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
|
31
|
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга
|
Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной
в звуках.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп). Чтение нотной записи. Чтение нот
первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых выученных
попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.
Игровые
дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на
знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на
нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз
(четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано,
крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и
выразительные возможности.
Пение
мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
«Попутная песня» М.Глинка.
|
1
|
Хоровое пение, слушание музыки, работа с
текстом, беседа- диалог.
|
Знать/понимать:
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
Уметь: определять и сравнивать характер,
настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения
и называть имена их авторов.
|
Развитие духовно-нравственных и
этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со
сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.
|
Регулятивные: использовать общие приемы решения
задач.
Познавательные: ставить
и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале
учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное
мнение и позицию
|
32
|
Два лада. Звучащие картины.
|
Игра на элементарных музыкальных
инструментах в ансамбле. Совершенствование навыка импровизации. Импровизация
на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра,
синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул.
Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и
мелодико-ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное
представление
Музыкально-театрализованное
представление как результат освоения программы во втором классе.
Д.Кабалевский:
- «Кавалерийская»
- «Клоуны»
- «Карусель»
- «Весна. Осень» Г.Свиридов
- «Жаворонок» М.Глинка.
«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт
|
1
|
Слушание музыки; рисование музыкальных
впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование
|
Знать/понимать:
название музыкальных средств
выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного
смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музы кальный язык.
Уметь:
определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,
игре или пластике
|
Развитие чувства сопереживания героям
музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.
|
Регулятивные: применять
установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться
в разнообразии способов решения задач
Коммуникативные: обращаться за
помощью, формулировать свои затруднения
|
33
|
Мир композитора.
|
Музыкальная речь
как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках
Многозначность
музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов,
передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические
традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
- «Весна. Осень» Г.Свиридов
- «Жаворонок» М.Глинка.
«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт
|
1
|
Слушание музыки рисование муз.
Впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование
|
Знать/понимать: понимать и воспринимать интонацию как
носителя образного смысла музыки.
Уметь: выражать свое отношение к
услышанным музыкальным произведениям, исполнять вокальные произведения с
музыкальным сопровождением и без него,
внимательно слушать и определять характер музыкального произведения. Уметь
сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных
произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять
различные по характеру музыкальные
произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя
звук.
|
Эмоциональная отзывчивость на яркое,
праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни
|
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: формулировать
познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: разрешать
конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
|
34
|
Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.
|
Исполнение
пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных
мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка
концертных программ,
включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного)
музицировании.
Командные
состязания:
викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты;
ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
|
1
|
Слушание музыки рисование муз.
Впечатлений, хоровое и сольное пение; работа с учебником, словесное рисование
|
Знать/понимать:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов
Уметь: Уметь сравнивать контрастные
произведения по характеру. Делать
самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства
музыкальной выразительности).
|
Наличие эмоционального отношения к
искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов
собственной музыкально-исполнительской деятельности
|
Коммуникативные: ставить вопросы,
предлагать помощь
и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
работа в паре, группе.
Регулятивные: вносить
необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и результата.
Познавательные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|