27.09.2019
Сценарий проведение конкурса «зимушка-зима»
Цель: Воспитывать любовь к родной природе, к русской литературе
Задачи:
Образовательные:
1) Закрепить знания о времени года – зиме,
месяцах;
2) Развивать умения учащихся выразительно
читать стихи;
Воспитательные:
1) Воспитывать доброжелательность в
отношениях со сверстниками, формировать умение детей “слушать и слышать”.
2) Воспитывать интерес к русской
литературе
Коррекционно-развивающие:
1) Развивать и тренировать память
через заучивание стихов наизусть,
2) Развивать задатки самоконтроля в
поведении детей.
3) Развивать эмоциональную сферу
(доставить детям радость от общения и чувства праздника).
Оборудование: слайдовая
презентация, песни о зиме.
Звучит
музыка в сопровождении слайдовой презентации - картин о зиме.
Ведущий: - Добрый день, дорогие
друзья! Я рада приветствовать Вас на конкурсе чтецов «Зимушка-зима».
Наша
сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени
года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих
картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа
зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и
свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу.
Только
что сейчас вы убедились в этом сами, посмотрев на картины о зиме, и вы
убедились, что зима – это очень красивое время года.
- По календарю зима длится три
месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош. Но мы живем в таком климатическом
поясе, где зима длится гораздо дольше. Через месяц наступит весна, а у нас за
окном до сих пор лежат сугробы снега, воздух по-прежнему морозный, и зима никак
не хочет сдавать свои позиции и уступать место весне!
- Ребята, попробуйте отгадать
загадки о зимних месяцах. Слушайте внимательно! Кто отгадает загадку первым –
поднимет руку и получает за правильный ответ снежинку. В конце нашей
встречи ученик, набравший больше всех снежинок, получит приз!
Ведущий:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (ЯНВАРЬ)
Ведущий:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На полях и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)
Ведущий:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц этот? (ФЕВРАЛЬ)
Ведущий: Молодцы,
ребята! Сейчас мы вместе вспомнили, что Декабрь нас радует
первыми заморозками, первым снегом.
Январь новогодними праздниками и подарками,
ледяными горками и санками.
Февраль мы любим за то, что это последний
зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в
снежки и слепить снежную бабу.
- Но зиму любят не только за детские
забавы. Многие художники и поэты находили в этом удивительном времени
года вдохновение для своего творчества, для написания картин, которые стали
известны и любимы во всем мире.
Попробуйте ответить на вопрос «Какая у нас
зима?» (варианты ответов детей)
- Кто-то скажет: «Холодная и
снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная».
«Красивая, пушистая и белоснежная!» - восхищенно воскликнет другой. А
на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с
капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро ранее – тихое,
неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А
вечер - длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама
природа ждет появления сказки.
Давайте
посмотрим на зиму глазами русских художников (слайды с репродукциями
картин):
1) Кондратенко Гавриил
Павлович «Зимний вечер» (Не смотря на то, что на картине изображено
вечернее время суток, небо ясное, светлое, нет ни облачка. Чувствуется,
что погода стоит морозная. Деревья и кусты в инее. На крышах домов и сараев
лежат большие сугробы снега. Когда мы смотрим на эту картину, сразу
вспоминается стихотворение Сергея Александровича Есенина:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна…)
2) Саврасов Алексей Кондратьевич
«Зима» (художник изобразил пасмурную, хмурую зиму, небо затянуто
тучами.)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
3) Шишкин Иван Иванович «Зима»
Федор Иванович Тютчев:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
4) Клевер Юрий Юрьевич
«Зимний закат в еловом лесу» (посмотрите, какую необыкновенно
сказочную картину написал художник!)
5) Посмотрите, какой суровой, мрачной
изображена зима на картине Мещерского Арсения Ивановича «Ледокол».
Небо не просто хмурое, а почти черное от
туч. Лес стоит глухой стеной. И совсем другой, противоположной по настроению
представлена зима на картине Саврасова.
В
стихах, в музыке, на картинах всегда передается настроение человека. И тот, кто
пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет ее теми
чувствами, что испытывал сам. И тогда зима на картинах становится то мрачной и
сердитой, то сказочной, необыкновенно ясной, пушистой и доброй.)
Пришло время начинать
наш конкурс чтецов «Зимушка-зима». Как и любой другой наш конкурс своей целью
ставит выявить лучших и сильнейших. Определять победителя будет строгое
независимое жюри.
Представление членов жюри:
- Учитель
русского языка и литературы
- Учитель
начальных классов
- Учитель
начальных классов
Выставляются оценки
по 5-бальной системе. Учитывается – выразительность, эмоциональность, четкость,
громкость выступления.
Выступающие называют автора и название стихотворения.
Ведущий.
Итак, наш конкурс чтецов «Зимушка-зима», начинается!
Послушаем
наших участников – на сцену приглашается участник
Ученик называет свое фамилию, имя, название стихотворения и автора.
.
- Все любят зиму не только потому, что это красивое время года, но и потому
что в это время мы встречаем Новый год. Это праздник чудес, сладких подарков,
сюрпризов. В каждом доме к его приходу готовятся, наряжают елку, зажигают на
ней огоньки, украшают разными игрушками. Давайте заглянем в новогодний
мешок…Что может там лежать?
Я буду отвечать на ваши вопросы «да» или «нет», а вы спрашивать…
Например: «Это мягкое?»
- А на сцену приглашаются следующий участник.
Зима – очень веселое
время игр. Вот сейчас немного с вами поиграем и отгадаем загадки о зиме.
Загадки про зиму
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна. (Елка)
Хоть не шишки, не иголки,
А висят на ветках елки. (Ёлочные игрушки)
С неба по частям упал,
В три клубка скатался,
С помощью детишек встал
И стоять остался. (Снеговик)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снежинки)
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет —
заплачет она и умрет. (Сосулька)
Эта змейка в Новый год
К нам на елку заползет,
Подмигнет сто тысяч раз
Сотней разноцветных глаз. (Электрическая гирлянда)
Покрывало белое
Не из ниток сделано
В чистом полюшке легло,
Чтоб траве спалось тепло. (Снег)
- Молодцы. Продолжаем наш конкурс.
- На сцену приглашается участник под номером…
Ведущий: Зима - это время веселых
каникул, забав, развлечений и игр.
А я вам тоже предлагаю поиграть в весёлую игру, которая называется
«Это правда или нет»
1) Листопад, листопад – хлопья снежные летят…
2) Прилетели птицы с юга, значит, скоро будет вьюга…
3) Санки вытащила Света – на дворе, наверно, лето?
4) Если спит медведь в берлоге – значит лето на пороге…
5) Мы у мамы шубы просим – значит, к нам вернулась осень…
Будем в шубах мы гулять
И грибочки собирать…
6) Снеговик боялся стуж
И бежал под тёплый душ.
Очень париться любил –
Часто в баню он ходил…
- Молодцы. Продолжаем наш конкурс.
- На сцену приглашается участник под номером…
Ведущий: - Молодцы, ребята! С помощью ваших стихотворений
мы ещё раз побывали в зимнем лесу, увидели его красоту, да и на Новогодний
праздник заглянули, который отмечали совсем недавно. Пока жюри
совещаются, я хочу узнать, чем вы занимаетесь зимой. Предлагаю поиграть.
Что мы делаем зимой, дай, дружок, ты мне ответ.
Слушаем внимательно, отвечая «да» иль «нет».
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
Много цветов находим?
В саду своём грядки копаем?
И с Дедом Морозом играем?
Предлагаю вам посмотреть как встречают Новый год герои
мультфильма «Маша и Медведь. Раз, два, три, елочка гори».
youtube.com/watch?v=qd6OtRox9V8
Давайте
отгадывать зимние загадки дальше.
Помним правило – не кричим, а поднимаем
руку и получаем баллы – снежинки!!!
1. Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице…..(мороз)
2. С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек
Что всегда холодный….(снег)
3. Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (лыжи)
4. Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает…..(снеговик)
5.
Он когда – то был водой,
Но сменил вдруг облик свой,
И теперь под Новый год
На реке мы видим…..(лёд)
6. Он и добрый, он и
строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощёкий,
Наш любимый …… (дед Мороз)
Лучший знаток загадок
получает приз! (по подсчетам снежинок-баллов).
Жюри объявляют итоги
конкурса, победители награждаются грамотами (1,2 и 3 место)
Ведущий: Вот, ребята, и подошёл к концу наш
конкурс чтецов о зиме. Я благодарю вас за активное участие и желаю вам
самого доброго: здоровья, счастья, и в последние зимние деньки накататься
вдоволь на санках, на лыжах, наиграться в снежки на целый год до
следующей зимы!!!
Клип о зиме в сопровождении классической
музыки.
Все расходятся.