08.10.2019
Содержание тем учебного
предмета
География.
5-6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение. Что изучает
география.
Представления
о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний
Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья:
путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев.
Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий
(открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия).
Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв.
(исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории
России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие
(И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке
(открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и
глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки
в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической
науки.
Географические знания в современном мире.
Современные географические методы исследования Земли.
Земля
во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и
Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли.
Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические
следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги.
Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков
времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и
ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и
ночи, сутки, календарный год.
Изображение
земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,
географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны
горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по
компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в
мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план
местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.
Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт.
Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть:
параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта.
Географические координаты: географическая долгота. Определение географических
координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по
карте.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
Содержание |
Тематическое планирование |
|
5
класс (35 часов, 1 час в неделю) |
||
Введение |
1.Зачем нам география и как мы её будем изучать (1ч) |
|
На какой Земле мы живем |
1,2. Как люди открывали Землю (2ч) 3. География сегодня (1ч) |
|
Планета Земля |
1.Мы во Вселенной (1ч) 2. Движения Земли (1ч) 3. Солнечный свет на Земле (1ч) 4. Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы
живем. Планета Земля» (1ч) 5. Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем.
Планета Земля» (1ч) |
|
План и карта |
1.Ориентирование на местности (1ч) 2,3. Земная поверхность на плане и карте (2ч) 4. Практическая работа №1
«Построение плана местности» (1ч) 5. Географическая карта (1ч) 6. Градусная сетка (1ч) 7,8. Географические координаты (2ч) 9. Практическая работа №2
«Определение географических координат, расстояний и направлений» (1ч) 10. Контрольная работа № 2. «План и
карта» (1ч). |
|
Человек на Земле |
1.Как люди заселяли Землю (1ч) 2. Расы и народы (1ч). 3. Практическая работа№3 «Сравнение
стран мира по политической карте» (1ч) 4. Обобщение по теме «Человек на Земле» (1ч). |
|
Литосфера – твердая оболочка земли |
1.Земная кора – верхняя
часть литосферы (1ч) 2. Горные породы, минералы и полезные ископаемые (1ч) 3,4. Движение Земной коры (2ч) 5. Рельеф Земли. Равнины (1ч) 6. Рельеф Земли. Горы (1ч) 7. Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение
практических задач по карте. (1ч). 8. Литосфера и человек (1ч) 9. Контрольная
работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли» (1ч) 10. Обобщающее и повторение изученного материала (1ч). 11. Итоговое тестирование (1ч) 12. Повторение. Решение задач по карте. Анализ физических
карт |
Календарно-тематическое
планирование (5 класс)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы
содержания |
|||
1 |
Зачем нам география
и как мы её будем изучать. |
1 час |
Урок
изучения нового материала |
География – как наука,
задачи и методы географии |
|||
2 |
Как люди открывали
Землю (1) |
1 час |
Комбинированный урок: ознакомление с новым
материалом и закрепление
полученных знаний |
Тематические, общегеографические карты, планы,
топографические карты, снимки местности |
|||
3 |
Как люди открывали
Землю (2) |
1 час |
Комбинированный урок: ознакомление с новым
материалом и закрепление
полученных знаний |
Аристотель, Эратосфен, Птолемей – ученые, стоявшие у
истоков географии |
|||
4 |
География сегодня |
1 час |
Комбинированный урок |
|
|
||
5 |
Мы во Вселенной |
1 час |
Урок
изучения нового материала |
Земля-одна из планет
Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей |
|
||
6 |
Движения Земли |
1 час |
Урок изучения нового материала |
Движение Земли
вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли |
|
||
7 |
Солнечный свет на
Земле |
1 час |
Комбинированный
урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных
знаний |
Вращение Земли
вокруг Солнца. Смена времен года. |
|
||
8 |
Обобщающее
повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля». |
1 час |
Комбинированный
урок: обобщение полученных ЗУН |
Обобщение и
систематизация знаний по изученной теме |
|
||
9 |
Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля» |
1 час |
Урок
проверки ЗУН |
|
|
||
10 |
Ориентирование на
местности |
1 час |
Комбинированный
урок: ознакомление с новым материалом и закрепление
полученных знаний на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме
(опорные знания). |
Ориентирование
человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной
Звезде, местным признакам. |
|
||
11 |
Земная
поверхность на плане и карте (1) |
1 час |
Урок изучения нового материала |
Особенности изображения Земной
поверхности на плоскости. Масштаб. Условные знаки и требования, которые к ним
предъявляют |
|
|
|
Земная
поверхность на плане и карте (2) |
1 час |
Комбинированный урок |
Изображение неровностей земной поверхности на планах
и картах. |
|
|
||
13 |
Практическая
работа №1 «Построение плана местности» |
1 час |
Комбинированный
урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике |
Чтение плана
местности. Профессии топографа и геодезиста. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Географическая
карта |
1 час |
Урок изучения нового материала |
Свойства
географической карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. |
|
|
|
|
|||||||
15 |
Градусная сетка |
1 час |
Урок изучения нового материала |
Параллели и
меридианы. |
|
|
|
16 |
Географические
координаты (1) |
1 час |
Урок изучения нового материала |
Географическая широта. Особенности
обозначения на карте параллелей. |
|
|
|
17 |
Географические
координаты (2) |
1 час |
Комбинированный урок |
Географическая долгота. Особенности
обозначения на карте меридианов Определение по карте географических координат |
|
|
|
18 |
Практическая
работа №2
«Определение географических координат, расстояний и направлений» |
1 час |
Комбинированы й
урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике |
Решение практических
задач по плану и
карте. |
|
|
|
19 |
Контрольная
работа № 2. «План и карта» |
1 час |
Урок Закрепление
ЗУН |
Обобщение и
систематизация знаний по теме «План и карта» |
|
|
|
20 |
Как люди заселяли
Землю |
1 час |
Комбинированный урок |
Расселение людей по
Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление
людей к условиям жизни на разных этапах развития общества |
|
|
|
21 |
Расы и народы |
1 час |
Комбинированный урок |
Расы и народы мира. Их отличительные
особенности Языки. |
|
|
|
22 |
Практическая работа №3 «Сравнение стран мира по политической
карте» |
1 час |
Комбинированный
урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике |
Государства на
политической карте мира. |
|
||
23 |
Обобщение по теме
«Человек на Земле» |
1 час |
Урок повторения и обобщения |
Обобщение и
систематизация знаний по теме «Человек на Земле» |
|
||
24 |
Земная кора –
верхняя часть литосферы |
1 час |
Урок изучения нового материала |
Литосфера – твердая
оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы |
|
||
25 |
Горные породы,
минералы и полезные ископаемые |
1 час |
Комбинированный урок: ознакомление с новым
материалом и закрепление
полученных ЗУН на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме
(опорные знания). |
Горные породы и
минералы: их свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана Земных недр |
|
||
26 |
Движения земной
коры (1) |
1 час |
Урок изучения нового материала |
Движения земной
коры: вертикальные, горизонтальные, землетрясения и его последствия. Правила
безопасного поведения во время стихийных бедствий |
|
||
27 |
Движения земной
коры (2) |
1 час |
Комбинированный
урок |
Вулканы. Причины их
образования. Строение вулкана. Горячие источники и гейзеры. Сейсмические
районы Земли |
|
||
28 |
Рельеф Земли.
Равнины. |
1 час |
Урок изучения нового материала |
Рельеф. Основные
формы рельефа. Равнины. Различия равнин |
|
||
29 |
Рельеф Земли.
Горы |
1 час |
Урок изучения нового материала |
Рельеф. Основные
формы рельефа. Горы. Различия гор |
|
||
30 |
Практическая работа
№4 « Скульптурный
портрет Земли» Решение практических задач по карте. |
1 час |
Комбинированный
урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике |
Выполнение
практической работы |
|
||
31 |
Литосфера и
человек. |
1 час |
Комбинированный урок |
Исследование и
охрана литосферы. |
|
||
32 |
Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли». |
1 час |
Урок Контроль
ЗУН |
Контроль ЗУН |
|
||
33 |
Обобщающее и
повторение изученного материала. |
1 час |
Урок повторения и закрепления ЗУН |
Обобщение и
систематизация знаний и умений по теме «Литосфера» |
|
||
34 |
Итоговое
тестирование |
1 час |
Урок
Контроль ЗУН |
Контроль ЗУН |
|
||
35 |
Повторение. Решение задач по карте. Анализ физических карт. |
1 час |
Комбинированный
урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике |
Обобщение и
систематизация знаний и умений. Решение практических задач |
|