21.10.2019
Календарно-тематическое планирование курса биологии «Человек» 8 класса, 70 часов (2 час
в неделю)
/по
учебнику Сонин Н.И, Сапин М.Р./
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Элементы содержания, задачи урока |
Тип урока |
Форма организации деятельности Методы обучения |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Средства обучения |
||
план |
факт |
||||||||
2 |
Раздел 1.Место человека в системе органического мира |
||||||||
1/1 |
|
|
Место
человека в системе органического мира |
Определить место
человека в системе органического мира, формировать умение работать с
учебником, совершать мыслительные операции |
Вводный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные |
знать
основные
понятия, особенности строения и поведения человека, его место в системе; уметь
обсуждать
проблему, использовать знания |
Рисунки
учебника |
|
2/2 |
|
|
Особенности
человека |
Определить
характерные для человека особенности, формировать умения анализировать,
сравнивать, обобщать |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником, в парах. Проблемные, частично-поисковые |
знать
основные понятия, характерные особенности человека; уметь
работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать |
Рисунки
учебника, дополнительная литература |
|
2 |
Раздел 2.Происхождение человека |
||||||||
3/1 |
|
|
Происхождение
человека, этапы его становления |
Углубить знания
учащихся о происхождении человека, формировать умение объяснять причины
совершенствования поведения человека |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные,
частично-поисковые |
знать
основные понятия, этапы происхождения человека; уметь
работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать |
Бюсты
австралопитека, кроманьонца, неандертальца, питекантропа, шимпанзе |
|
4/2 |
|
|
Расы
человека, их происхождение и единство |
Раскрыть понятие
«раса», механизмы образования рас продолжить формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные |
знать
основные понятия, виды рас, их происхождение, уметь
самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию |
Бюсты
представителей азиатско-американской, представителя евразийской (европеоидной),
представителя экваториальной рас |
|
1 |
|
|
Раздел 3.Краткая история развития знаний
о строении и функциях организма человека |
||||||
5/1 |
|
|
История
развития знаний о строении и функциях организма человека |
Познакомить
учащихся с краткой историей развития знаний о человеке, его строении и
функциях |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные |
знать
историю развития знаний о происхождении человека, его строении и функциях, уметь
работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать |
Дополнительная
литература, учебник, портреты ученых |
|
4 |
|
|
Раздел 4.Общий обзор строения и функций
организма человека |
||||||
6-7/ 1-2 |
|
|
Клеточное
строение организма |
Закрепить знания
о клеточном строении организма, строении животной клетки, органоидов клетки |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником, в парах Проблемные |
знать
основные понятия, строение клетки, отличие растительной и животной клеток, уметь
называть органоиды клетки, сравнивать клетки различных царств |
Таблица
«эукариотическая клетка» «ратительная и животная клетка», рисунки учебника,
таблица |
|
8/3 |
|
|
Ткани
и органы Лабораторная работа №1 «Изучение
микроскопического строения тканей» |
Определить
сущность понятия ткань и орган, формировать умение распознавать ткани и
органы |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемные |
знать
основные понятия, типы и виды тканей уметь
различать виды тканей, органы, ими образованные |
Оборудование
для л/р, микропрепараты, инструктивная карта |
|
9/4 |
|
|
Органы,
системы органов, организм Практическая работа №1 «Распознавание на
таблицах органов и систем органов» |
Определить
сущность понятий, основные функции физиологических систем и органов, из
образующих |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемные |
знать
основные понятия, функции основных систем, органов, уметь
работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать |
Видеофрагмент
«Общее знакомство с организмом человека», инструктивные карты, таблицы, муляжи |
|
10 |
|
|
Раздел 5.Координация и регуляция |
||||||
|
|
Гуморальная
регуляция, железы внутренней секреции. |
Определить
сущность гуморальной регуляции, особенности работы желез внутренней секреции,
роль гормонов в жизни человека |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные |
знать
основные понятия, железы, образующие эндокринный аппарат, его строение и
функции, роль гормонов уметь
применять полученные знания |
Барельеф
«Эндокринная система», рисунки учебника |
||
|
|
Гормоны
и их роль в обменных процессах, нервно-гуморальная регуляция. |
Объяснить
учащимся характерные особенности гормонов и их роль в обмене веществ,
рассказать о нарушениях нервно-гуморальной регуляции |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные |
знать
основные определения, особенности гормонов и их роль, признаки нарушения н.-
г регуляции |
Дополнительная
литература |
||
|
|
Нервная
регуляция, значение нервной системы. Рефлекс |
Усвоить строение
и классификацию нервной системы, строение нервной ткани, сущность понятий
рефлекс, рефлекторная дуга |
Комбинированный, вводный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные,
частично-поисковые |
знать
строение и функции нервной системы, нейрона, сущность основных понятий. уметь
работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать |
Таблица
«Нервная система» |
||
|
|
Строение
и функции спинного мозга |
Определить место
спинного мозга, его форму, длину, функции |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, индивидуальная Проблемные |
знать
строение и функции спинного мозга, уметь
работать с текстом учебника, логически мыслить |
Таблица
«Нервная система», Барельеф
«Строение спинного мозга» |
||
|
|
Строение
и функции отделов головного мозга Практическая работа №2 «Изучение головного
мозга человека» (по муляжам) |
Изучить строение
основных отделов головного мозга, их функции |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемные |
знать
основные понятия, строение и функции головного мозга уметь
объяснять суть процессов происходивших в головном
мозге |
Барельефы
«Мозг. Вид сбоку», «Зоны мозга» |
||
|
|
Большие
полушария головного мозга |
Познакомить
учащихся с особенностями строения полушарий головного мозга |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные |
знать
строение полушарий головного мозга, функции долей и зон коры больших
полушарий уметь
сравнивать строение головного мозга человека и животных |
Муляж
«полушария мозга», рисунки учебника, барельеф «зоны мозга» |
||
|
|
Анализаторы,
их строение, функции. Зрительный анализатор Лабораторная работа №2 «Изучение изменения
размера зрачка» |
Определить
термин анализатор, особенности строения, формировать умение работать с
учебником |
Интегрированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемные |
знать
основные понятия и термины, строение и функции глаза уметь
работать с текстом учебника, логически мыслить |
Барельеф
«Строение глаза», модель глаза, видеофрагмент «зрительный анализатор», инструктивная
карта |
||
|
|
Анализаторы
слуха и равновесия |
Дать учащимся представление о том, как устроены органы
слуха и равновесия, каковы их физиологические особенности; рассмотреть
механизм действия анализаторов слуха и равновесия; обсудить вопросы гигиены
органов зрения, слуха и равновесия. |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные |
знать
строение и функции анализаторов, гигиену органов слуха уметь
показывать связующую роль анализаторов между организмом и средой |
Модель
уха, слуховые косточки, рисунки учебника, видеофрагмент «анализатор слуха» |
||
|
|
Кожно-мышечная
чувствительность, обоняние, вкус Чувствительность анализаторов, их взаимодействие |
Познакомить учащихся со строением и функционированием
кожно-мышечного анализатора, вкусового и обонятельного анализаторов.
Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. |
Комбинированный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные |
знать
различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции |
Рисунки
учебника, барельеф «строение кожи», видеофрагмент |
||
19/10 |
|
|
Обобщение
и систематизация знаний по теме «Координация и регуляция» |
Закрепить знания
учащихся |
обобщающий |
Индивидуальная,
групповая, работа с учебником Репродуктивные Тест |
|
Тестовые
задания |
|
8 |
|
|
Раздел 6. Опора и движение |
||||||
|
|
Скелет
человека, его отделы. |
Расширить знания о строении и функциях скелета;
изучить строение скелета человека; обратить внимание на особенности скелета человека,
связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. |
Вводный |
Индивидуальная,
фронтальная, работа с учебником Проблемные |
знать
значение аппарата опоры и движения, строение и функции скелета уметь
распознавать части опорно-двигательного аппарата |
Скелет
человека, таблица «опорно-двигательная система» |
||
|
|
Состав
и строение костей. Лабораторная работа №3 «Изучение
внешнего строения костей» |
Изучить строение
и химический состав костей, типы соединения костей в скелете; разобраться в
классификации костей, используя наглядный материал; дать представление о
возрастном изменении костной ткани |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемные |
знать
виды костей, строение и химический состав кости, типы соединения костей уметь
определять тип соединения костей |
Скелет
человека, таблица «опорно-двигательная система», рисунки учебника, презентация,
инструктивные карты |
||
|
|
Рост
костей. Типы соединения костей |
|||||||
|
|
Заболевания
опорно-двигательной системы и их профилактика. |
На основе повторения материала о строении костей и
скелета человека охарактеризовать виды травм, научить оказывать первую доврачебную
помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. |
Комбинированный |
Индивидуальная,
групповая, работа с учебником Частично-поисковые |
знать
виды травм, из признаки уметь
оказывать ПМП |
Презентация,
видеофрагмент |
||
|
|
Мышечная
система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. |
Расширить знания о строении и функциональных особенностях
мышечной ткани; сформировать представления об основных группах мышц тела
человека. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные |
знать
строение и свойства мышечной ткани, основные группы мышц, уметь
определять группы мышц, работать с текстом учебника, логически мыслить |
Таблица
«мышечная система» |
||
|
|
Работа
мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. |
Закрепить представления о взаимосвязи строения и
функциях мышц, рассмотреть условия нормального функционирования мышц,
механизмы регуляции мышечных сокращений, факторов, влияющих на работоспособность
мышц. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные |
знать
условия функционирования мышц, систему, управляющую работой мышц уметь
самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию |
Таблица
«мышечная система», презентация, |
||
|
|
Значение
физкультуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной
системы. Практическая работа №3
«Измерение массы и роста своего организма» |
Раскрыть значение двигательной активности для развития
скелета и мышц человека, продолжить формирование представлений о здоровом
образе жизни. |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемные |
знать
условия развития костей и мышц, причины возникновения плоскостопия |
Видеофрагмент
«опора и движение», оборудование для пр/р, инструктивные карты |
||
|
|
Взаимосвязь
строения и функций опорно-двигательного аппарата, роль двигательной
активности |
Раскрыть значение двигательной активности для развития
скелета и мышц человека, продолжить формирование представлений о здоровом
образе жизни. |
Обобщающий |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Частично-поисковые |
знать
черты сходства и различия в опорно-двигательном аппарате человека и животных |
Карточки
с заданиями, тестовые
задания |
||
3 |
|
|
Раздел 7.Внутренняя среда организма |
||||||
|
|
Внутренняя
среда организма. Плазма крови, форменные элементы крови Лабораторная работа №4 «Изучение
микроскопического строения крови» |
Сформировать представление о внутренней среде организма,
познакомить с ее составом; обратить внимание на важность поддержания
постоянства внутренней среды для организма; дать понятие гомеостаза. Закрепить
знания о составе и функциях внутренней среды организма; изучить механизм
свертывания крови, его значение и возможные нарушения |
Вводный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемно-поисковые |
знать
состав внутренней среды организма, особенности и значение крови, тканевой
жидкости, лимфы, уметь
самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию знать
состав, строение, место образования и значение плазмы, элементов крови |
Оборудование
для л/р, готовые микропрепараты, инструктивные карты, рисунки учебника |
||
|
|
Иммунитет |
Сформировать понятие о защитных свойствах организма,
рассмотреть виды иммунитета, объяснить сущность борьбы организма с
инфекционными заболеваниями, значение профилактических прививок. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Частично- поисковый |
знать
основные понятия, виды иммунитета, виды прививок уметь
самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию |
Таблица
«Иммунная система человека» |
||
|
|
Группа
крови, переливание крови, донорство, резус-фактор |
Закрепить знания о составе и функциях внутренней
среды организма; изучить механизм свертывания крови, его значение и возможные
нарушения; сформировать представления о группах крови, их совместимости, роли
доноров. |
Обобщающий |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемно-поисковые |
знать
группы крови, значение переливания крови, уметь
работать с источниками информации |
Таблица
«Гомеостаз», видеофрагмент «кровь», магнитная модель «Генетика
группа крови», «Наследование
резус-фактора» |
||
4 |
|
|
Раздел 8. Транспорт веществ |
||||||
|
|
Движение
крови и лимфы в организме, органы кровообращения |
Закрепить
сведения о функциях крови; изучить строение органов кровообращения, функций
кровообращения |
Комбинированный |
знать
особенности строения органов кровообращения уметь
считать пульс, измерять кровяное давление |
Таблица
«кровеносная система» |
|||
|
|
Сердце,
его строение и регуляция деятельности |
Закрепление знаний о значении кровообращения в организме;
осознание взаимосвязи строения и функций сердца; изучение механизмов регуляции
работы сердца. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Проблемный |
знать
работу сердца, стадии сердечного цикла, особенности регуляции работы сердца |
Муляж
«сердце», рисунки учебника |
||
|
|
Движение
крови и лимфы по сосудам Лабораторная работа №5 «Измерение
кровяного давления» |
Изучить закономерности движения крови по сосудам;
познакомить с понятиями «кровяное давление», «пульсовое давление» и физиологическим
смыслом измерения этих параметров; продолжить формирование представлений о
здоровом образе жизни человека. |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемный |
знать
основные термины, особенности движения
крови по венам, особенности работы лимфатической системы уметь
считать пульс, измерять кровяное давление |
Видеофрагмент
«кровеносная система», Таблица «кровеносная система», оборудование для л/р, инструктивная
карта |
||
|
|
Заболевания
органов кровообращения, их предупреждение. Практическая работа №4 «Определение пульса
и подсчет числа сердечных сокращений» |
Обобщить
сведения о видах кровотечений и мерах оказания первой помощи; показать
вредное влияние алкоголя, никотина и других негативных факторов на
сердечно-сосудистую систему; дать представление о способах профилактики заболеваний
сердечно-сосудистой системы |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Частично-поисковый |
знать
о влиянии вредных привычек на ССС уметь
распознавать виды кровотечений, оказывать ПМП при повреждении сосудов |
Видеофрагмент
«кровеносная система», оборудование для пр/р, инструктивная карта |
||
5 |
|
|
Раздел 9. Дыхание |
||||||
|
|
Потребность
организма человека в кислороде, строение органов дыхания |
Познакомить со
строением органов дыхания, осознать взаимосвязь строения и функциональных
особенностей дыхательной системы |
Вводный |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Частично-поисковый, проблемный |
знать
сущность процесса дыхания, роль кислорода в организме человека, уметь
выполнять практические задания |
Таблица
«дыхательная система» |
||
36-38/ 2-4 |
|
|
Газообмен
в легких и тканях, дыхательные движения и их регуляция Практическая работа №5 «Определение частоты
дыхания» |
Разобраться в механизме газообмена, осознав взаимосвязь
кровеносной и дыхательной систем; изучить способы регуляции деятельности
дыхательной системы. |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Частично-поисковый |
знать
особенности строения легких, механизм газообмена, уметь
характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха |
Таблица
«дыхание», презентация, видеофрагмент «дыхание», оборудование для пр/р,
инструктивная карта |
|
|
|
Заболевания
органов дыхания, их предупреждение, |
Познакомить учащихся с возможными нарушениями в
работе дыхательной системы, с правилами оказания первой помощи при остановке
дыхания, показать вредное воздействие курения на организм человека,
продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни. |
Обобщающий |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные |
знать
заболевания и нарушения органов дыхания, правила дыхания уметь
оказывать ПМП при нарушениях дыхания и ССС |
Презентация,
сообщения учащихся, Тестовое
задание |
||
5 |
|
|
Раздел 10. Пищеварение |
||||||
|
|
Пищевые
продукты и питательные вещества |
раскрыть значение пищеварения в организме человека,
выяснить сущность превращения питательных веществ в организме, уточнить разницу
между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества». |
Вводный |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные |
знать
основные понятия, функции пищеварительной системы, роль питательных веществ уметь
самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию |
Презентация,
дополнительная литература |
||
|
|
Пищеварение
в ротовой полости |
Раскрыть механизм пищеварения в ротовой полости,
изучить детали строения зубов, сформулировать правила ухода за зубами и
ротовой полостью. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные |
знать
процесс пищеварения в ротовой полости уметь
самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию |
Таблица
«пищеварительная система», видеофрагмент |
||
42-43 /3-4 |
|
|
Пищеварение
в желудке и кишечнике Лабораторная работа «6 «Воздействие
желудочного сока на белки, слюны на крахмал» |
Дать представление об особенностях строения желудка,
кишечника, механизмах их работы; раскрыть свойства ферментов пищеварительных
желез; продолжить формирование у учащихся умения понимать взаимосвязь
строения и функций органов, представлений о здоровом образе жизни. |
Комбинированный |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Частично-поисковые |
знать
строение желудка и кишечника, процессы, происходящие в них, свойства
ферментов желудочного сока |
Таблица
«пищеварительная система», видеофрагмент «пищеварение», оборудование для
пр/р, инструктивная карта |
|
|
|
Гигиена питания
и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний |
Дать представление о причинах возникновения заболеваний
желудочно-кишечного тракта, их профилактике, мерах первой помощи при их
возникновении; расширить знания о пищеварении; сформулировать правила личной
гигиены и режима питания. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Частично-поисковые |
знать
значение кулинарной обработки пищи, режим питания, меры предупреждения
заболеваний желудочно-кишечного тракта |
Презентация,
видеофрагмент Тестовые
задания |
||
2 |
|
|
Раздел 11. Обмен веществ и энергии |
||||||
|
|
Общая
характеристика обмена веществ и энергии |
Развить представления о взаимосвязях различных систем
органов; изучить механизм и биологический смысл пластического и энергетического
обмена как двух сторон метаболизма; продолжить формирование представлений о
здоровом образе жизни человека, рациональном питании. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные |
знать
энергетический и пластический обмен, роль органов кровообращения, дыхания и
выделения в обмене веществ уметь
самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию |
Презентация,
дополнительная литература |
||
|
|
Витамины.
Их роль в обмене веществ. |
Продолжить изучение биологически активных веществ
организма человека; дать представление о многообразии витаминов, их значении;
рассмотреть причины и симптомы авитаминозов; формировать понятие здорового
питания и здорового образа жизни. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные |
знать
значение витаминов, роль витаминов в обмене веществ уметь
правильно хранить продукты питания |
Презентация,
сообщения учащихся |
||
2 |
|
|
Раздел 12. Выделение |
||||||
|
|
Органы
выделения. Почки, их строение и
функции. |
Раскрыть
структурные и функциональные особенности почек как основных органов
мочевыделительной системы, рассмотреть механизм образования мочи. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Проблемные |
знать
значение и строение мочевыделительной системы, особенности внешнего строения
и локализацию почек |
Таблица
«органы выделения», модель почки, барельеф «строение почки» |
||
|
|
Роль
кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Заболевания почек. |
Обобщить и закрепить материал предыдущего урока,
дополнить его, рассмотреть вопросы гигиены почек и мочевыводящих путей, познакомить
с причинами патологий этих органов и мерами по их профилактике, продолжить
формирование представлений о здоровом образе жизни. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Проблемные |
знать
влияние заболеваний на работу почек, роль гигиены питания уметь
самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию |
Презентация,
видеофрагмент «выделительная система» Тестовое
задание |
||
3 |
|
|
Раздел 13. Покровы тела |
||||||
|
|
Строение
и функции кожи |
Познакомить учащихся со строением и функциями кожи,
рассмотреть структурные и функциональные особенности ее производных: волос,
ногтей, сальных, потовых и молочных желез. |
Вводный |
Фронтальная,
работа с учебником Проблемные |
знать
строение и функции кожи, основные термины, уметь
устанавливать связь строения и функций кожи |
Барельеф
«строение кожи», рисунки учебника |
||
|
|
Роль
кожи в теплорегуляции |
Познакомить
с механизмами терморегуляции в организме человека, раскрыть роль повышения
температуры во время болезни, рассмотреть меры оказания первой помощи при перегревании
и переохлаждении |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Проблемные |
знать
роль кожи в терморегуляции, условия хранения постоянной температуры тела уметь
разъяснять механизм терморегуляции, оказывать ПМП при нарушениях
терморегуляции |
Видеофрагмент
«кожа», дополнительная литература |
||
|
|
Закаливание.
Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. |
Рассмотреть меры оказания первой помощи при перегревании
и переохлаждении, значение закаливания для сохранения здоровья, продолжить
формирование представлений о здоровом образе жизни, формирование знаний о
гигиене человеческого тела. |
Обобщающий |
Фронтальная,
групповая, работа с учебником Частично-поисковые |
знать
роль закаливания организма, гигиенические требования к одежде и обуви уметь
соблюдать правили гигиены |
Презентация,
видеофрагмент «ЗОЖ» |
||
3 |
|
|
Раздел 14. Размножение и развитие |
||||||
|
|
Система
органов размножения, строение и гигиена |
Обобщить сведения о различных типах размножения в
природе, выявить черты преимущества полового размножения, познакомить с
особенностями строения мужской и женской половой системы. |
Комбинированный |
Фронтальная,
работа с учебником Проблемные |
знать
строение и функции половой системы, преимущества полового размножения уметь
использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека |
Таблица
«женская и мужская половая системы», презентация |
||
|
|
Оплодотворение.
Внутриутробное развитие, роды. |
Обобщить сведения о репродуктивной системе человека,
рассмотреть основные возрастные периоды развития человека, их особенности.
Планирование семьи |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Проблемные |
знать
особенности роста и развития ребенка, периоды формирования организма уметь
самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию |
Презентация,
видеофрагмент «размножение и развитие» Тестовое
задание |
||
|
|
Рост
и развитие ребенка. Планирование семьи |
|||||||
5 |
|
|
Раздел 15. Высшая нервная деятельность |
||||||
|
|
Рефлекс
– основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. |
Познакомить с Рефлек-торной теорией поведения;
механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности
условных и безусловных рефлексов. |
Вводный |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Проблемные |
знать
особенности высшей нервной деятельности, определение рефлекса уметь
раскрывать суть рефлекторной теории поведения |
Дополнительная
литература, таблица, видеофрагмент «поведение», портрет Павлова, Сеченова |
||
|
|
Торможение.
Типы нервной системы. |
Познакомить с механизмом возникновения и торможения
рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Проблемные |
знать
роль и физиологическую природу различных видов торможения |
Сообщения,
опорный конспект, дополнительная литература, видеофрагмент |
||
|
|
Биологические
ритмы. Сон, его значение и гигиена |
Познакомить с биологической природой сна как разновидности
деятельности мозга; сформулировать условия полноценного сна, продолжить
формирование представлений о здоровом образе жизни. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные |
знать
основные термины, фазы сна, их характеристики уметь
анализировать, выделять главное, обсуждать проблему |
Опорный
конспект, видеофрагмент |
||
|
|
Особенности
высшей нервной деятельности человека. Познавательный процесс |
Закрепить материал предыдущих уроков; выяснить
особенности ВНД человека; раскрыть значение речи, мышления, памяти, внимания
в процессе сознательной психической деятельности человека, общении, передаче
опыта, адаптации к среде. |
Комбинированный |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Проблемные |
знать
особенности ВНД человека, значение речи, мышления, сущность памяти, её виды уметь
анализировать, выделять главное, обсуждать проблему |
Опорный
конспект, видеофрагмент, презентация |
||
|
|
Типы
нервной деятельности |
Познакомить с типами нервной деятельности и видами
темперамента, проявлением различных типов темперамента и характера; продолжить
формирование представлений о человеке как сложно устроенной целостной
системе. |
Диалог |
Фронтальная,
индивидуальная работа с учебником Проблемный |
знать
типы ВНД, темпераменты, сущность терминов, уметь
характеризовать темперамент человека |
Опорный
конспект, видеофрагмент, презентация Тестовое
задание |
||
4 |
|
|
Раздел 16. Человек и его здоровье |
||||||
|
|
Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ, факторы риска для здоровья
человека |
Углубить знания учащихся о ЗОЖ, раскрыть понятие факторы
риска и меры борьбы с ними |
Диалог |
Фронтальная,
индивидуальная, работа с учебником Проблемный |
знать основные
понятия уметь применять
полученные знания |
Презентация,
дополнительная литература, памятка ЗОЖ |
||
|
|
Вредные
привычки, их влияние на здоровье человека |
Углубить знания учащихся о действии вредных привычек
на организм человека, о мерах их профилактики |
Диалог |
Фронтальная,
индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемный |
знать основные
понятия |
Сообщения,
презентация, видеофрагмент, карточки с заданиями |
||
|
|
Оказание
первой доврачебной помощи. Лабораторная работа №7 «Изучение приемов остановки
капиллярного, артериального и венозного кровотечений» |
Показать учащимся простейшие способы оказания ПМП
при различных видах повреждений (при кровотечениях, отравлении угарным газом,
спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении) |
Диалог |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемный |
уметь применять
полученные знания |
Таблица
ПМП, презентация, оборудование для л/р |
||
|
|
Человек
и окружающая среда Практическая работа №6 «Анализ и оценка
влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
|
Познакомить с типами влияния окружающей среды на
человека, меры борьбы с ними. Правила поведения человека в окружающей среде. |
Диалог |
фронтальная,
работа в парах, само- и взаимоконтроль Проблемный |
знать основные
понятия |
Дополнительная
литература, видеофрагмент, оборудование для пр/р, инструктивные карточки |
||
7 |
|
|
Резерв |
||||||
|
|
Повторение
и обобщение материала по темам «Гуморальная регуляция» |
Контроль |
|
|
|
|||
|
|
Повторение
и обобщение материала по темам «Нервно-гуморальная регуляция человека» |
|
|
|
||||
|
|
Зачет
по темам «Опорно-двигательный аппарат» |
Контроль |
|
|
|
|||
|
|
Контрольно-зачетный
урок по темам «Внутренняя среда
организма» |
Контроль |
|
|
|
|||
|
|
Повторение
и обобщение материала по темам «Координация и регуляция», «ВНД» |
|
|
|
|
|||
|
|
Итоговый
урок по курсу «Человек и его здоровье» |
Контроль |
|
|
|
|||
|
|
Анализ
результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье» |
|
|
|
|