Биология - 10-11 кл

16.10.2019

Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология 10кл»

к учебнику «Общая биология 10-11кл)

авторы А.А.Каменский, Е.А.Крискунов, В.В.Пасечник, 2005г.,

на основе программы для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В.Пасечника (Дрофа 2010г.) соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004г.

70 часов (2 часа в неделю)

 Учитель Копосова Т.Б.

 

  

п/п

 

Раздел,тема,

кол-во часов

 

Тема и тип урока

 

Основные вопросы содержания,

Вид контроля

 

Оборудование

 

Планируемые результаты

 

Д/з

 

Сро-

ки

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

 

 

 

17.

 

 

 

 

 

 

18.

 

 

 

 

 

19.

 

 

 

 

20.

 

 

 

 

 

21.

 

 

 

 

 

 

 

22.

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

24.

 

 

 

 

25.

 

 

 

 

 

 

26.

 

 

 

 

 

27.

 

 

 

 

28.

 

 

29.

 

 

 

30.

 

 

31.

 

 

 

 

32.

 

 

 

33.

 

 

 

 

34.

 

 

 

 

35.

 

 

 

36.

 

 

 

37.

 

 

 

38.

 

 

 

 

39.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.

 

 

 

 

41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.

 

 

 

 

43.

 

 

 

 

 

 

 

 

44.

 

 

 

 

 

 

 

45.

 

 

 

 

46.

 

 

 

 

 

 

47.

 

 

 

 

 

48.

 

 

 

 

49.

 

 

 

 

50.

 

 

 

51.

 

 

 

52.

 

 

 

 

53.

 

 

 

 

 

54.

 

 

 

55.

 

 

 

56.

 

 

 

57.

 

 

 

58.

 

 

 

 

 

 

 

59.

 

 

 

60.

 

 

 

61.

 

 

62.

 

 

 

 

 

 

63.

 

 

 

 

 

 

64.

 

 

 

65.

 

 

66.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

67.

 

 

68.

 

 

 

 

 

69.

 

 

 

70.

 

 

 

 

 

 

Раздел I.

Биология как наука

(5 часов)

Тема 1.1

История развития и методы исследования в биологии

(2       часа)

 

 

 

 

 

 

 

Тема1.2

Сущность жизни и свойства живого

(3       часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II.

Клетка

(18 час)

Тема 2.1

Методы цитологии. Клеточная

 теория (1час)

 

Тема 2.2

Химический  состав  клетки

(8 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.3

Строение

 клетки

(7 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА  2.4.  Вирусы

(2 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III

Организм

(44часа)

 

Тема3.1

Организм-

единое целое

(1час)

 

Тема 3.2

Метаболизм

(4часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.3

Реализация наследственной информации.

(3часа)

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 3.4.  Размножение

(8 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.5

Индивиду-альное

развитие

(онтогенез)

(3       часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.6

Наследственность

и изменчивость

(18 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Хочу такой сайт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.7

Генетика –

теоретическая

основа селекции

Селекция.

Биотехнологии

(6 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающее

повторение

(резерв времени

3 часа)

 

1. Краткая история развития биологии. 

             

2. Методы исследо-вания в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. 

 

1.Сущность жизни и свойства

 живого.

           

2.Уровни организа-ции живой материи. Биологические системы.

     

3. Методы познания живой природы.

 

 

 

1. Развитие знаний о клетке.  Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии. 

   

1.Особенности химического состава клетки.

     

2. Вода и минеральные вещества, их роль в жизни клетки

       

3. Органические вещества. Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки.

       

4.Белки и их строение

       

5.Функции белков. Ферменты

       

6. Нуклеиновые кислоты (ДНК) и их роль в жизнедеятельности клетки

       

7.  Нуклеиновые кислоты (РНК) и их роль в жизнедеятельности клетки

   

8. АТФ и другие органические соединения клетки

 

 

1.Строение  эукариотической клетки. Клеточная мембрана

Л/Р № 1. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

 

2. Ядро клетки. Строение и функции хромосом.

   

3. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Л/Р № 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

 

4. Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи.

Лизосомы. Клеточные включения.

 

5. Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

   

6. Прокариотическая клетка. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток

 

7. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Пр/р. № 3. Сравнение строения клеток растений и животных

   

1.Неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Профилактика СПИДа. 

 

 

2. Зачет № 2 по теме «Клетка»

           

1.Организм – единое целое. Многообразие организмов.

     

1.Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов.  Пластический и энергетический обмен. Метаболизм.

 

2. Энергетический обмен в клетке. Этапы энерге-тического обмена

     

3. Питание клетки. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

 

4. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.

 

1.ДНК – носитель наследственной инфор-мации.

 

2. Ген. Генетический код. Транскрипция. Роль генов в биосинтезе белка.

3. Реализация наследствен-ной информации в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

 

1. Размножение – свойство организмов. Жизненный цикл клетки.

 

2. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Амитоз.

 

3. Образование половых клеток. Мейоз

     

4. Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

 

5. Формы размножения организмов. Половое размножение.

 

6. Развитие половых клеток.

   

7. Оплодотворение, его значение.

     

8. Искусственное опыление у растений и оплодо-творение у животных

             

1.Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.

 

2.Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Л/Р № 3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

 

3.Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

 

4. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

 

1.Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 

 

2. История развития генетики. Г.Мендель – основоположник генетики.

   

3.Закономерности нас-ледования, установленные Г.Менделем. Моногиб-ридное скрещивание.

     

4.Генетическая термино-логия и символика. Пр/р. № 2 Составление прос-тейших схем скрещивания

   

5. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

   

6.Дигибридное скрещи-вание. Закон независимого наследования признаков.

   

7. Пр/р. № 3. Решение элементарных генетических задач

 

8. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

 

9. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие неаллельных генов.

 

10. Цитоплазматическая наследственность

       

11. Генетика пола. Наследование признаков у человека

 

12. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование

 

13. Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

 

14.Виды мутаций. Значение генетики для медицины и селекции.

 

15. Причины мутаций. Влияние мутагенов на организм человека. Пр/р. № 4 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм.

 

16. Генетика человека. Методы исследования генетики человека

 

17. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

 

18. Проблемы генетической безопасности

 

1.Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

   

2. Методы селекции растений. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

 

3. Методы селекции животных

   

4. Селекция микро-организмов

 

5. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии. Пр/р. № 5 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

 

6. Зачет № 3 по теме «Организм»

 

1.Повторение и обобщение изученного по теме: «Биология как наука. Методы научного познания»

 

2. Повторение и обобщение изученного по теме: «Клетка»

 

3. Повторение и обобщение изученного по теме: «Организм»

1.Особенности общебиологических знаний, их значение для практики.

2. Основные направления в развитии биологии.

3. Имена ученых-биологов, их вклад в развитие науки.

4. Роль биологии в современном оществе.

 

1.Основные методы исследования в биологии.

2. Этапы научного исследования.

3. отличие понятий «гипотеза» и «теория».

 

 

 

 

1.Выработать обобщенные

 пред-ставления о жизни, о целостности живой природы.

2. Формировать умение вычленить критерии живого при изучении природных объектов.

     

1.Охарактеризовать уровни организации живого, показать их взаимосвязь;

2. сформировать умение вычленить уровни организации жизни в окружающей живой природе

 

 

 

 

 

1.Наука «цитология»;

2.основные методы изучения строения и функционирования клетки.

3.основные положения клеточной теории.

       

1.Познакомить с важнейшими химическими элементами (макро, микро, ультра-микроэлементами);

     

1.Раскрыть роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки;

2.Показать роль неорганических веществ  в клетках живых организмов.

   

1.Особенности строения молекул органических веществ;

2.понятие мономера и полимера;

3.особенности строения молекул углеводов и липидов, их роль в жизни клетки.

   

Особенности строения белковых молеку

     

1.Роль белков в жизнедеятельности живых организмов;

2.Особенности функционирования белков-ферментов

 

 

.Особая роль нуклеиновых кислот в живой природе-передаче наследственной информации;

2.Механизм удвоения ДНК

     

Особенности строения и функций молекул РНК.

     

Строение АТФ, ее роль в обмене веществ в клетке.

 

 

 

Представление о строении эукариотической клетки.

Строение и функции клеточной мембраны и цитоплазмы

         

Ядро – важнейший компонент эукариотической клетки.

   

Строение и функции цитоплазмы, понятие гиало-плазмы и цитоскелета;

Особенности строения и функции немембранных органоидов.

     

Особенности строения и функции мембранных органоидов.

       

Особенности строения и функции мембранных органоидов.

     

Два уровня организации клеточной организации: прокариотической и эукариотической

     

Черты сходства и различия клеток различных организмов в ходе выполнения лаб. Работы

         

Особенности строения и функционирования вирусов.

Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

     

Тестовый контроль

         

Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

   

Понятие обмена веществ, единство пластического и энергетического обменов.

       

Этапы: подготовительный, гликолиз (бескислородный), Дыхание (кисло-родный)

Аккумуляция энергии в клетке –глав-ная задача энергетического обмена

 

Типы питания живых организмов.

     

Механизм процесса фотосинтеза: световая и темновая фазы

 

Повторить §14

Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Генетический код и его свойства

Механизм этапа транскрипции

 

Механизм этапа трансляции.

 

Структура жизненного цикла клетки.

Механизм митотического цикла и его биологическая роль.

Период интерфазы – как подготовка клетки к делению

 

Митотический цикл, фазы митоза. Роль митоза в размножении и развитии организмов.

   

Фазы мейоза. Роль мейоза в половом размножении организмов.

     

Формы бесполого размножения.

Роль бесполого размножения в жизни организмов.

 

Биологическая роль полового размножения.

   

Специфика половых клеток – гамет

Фазы и особенности формирования женских и мужских гамет.

 

Способы оплодотворения оргвнизмов.

Преимущество внутреннего оплодотворения над внешним.

 

Способы опыления цветковых растений

Двойное оплодотворение у цветковых растений.

           

История онтогенеза.

       

Стадии эмбрионального и постэмбрионального развития.

Биогенетический закон

             

Стадии эмбрионального и постэмбрионального развития.

Биогенетический закон

             

История возникновения генетики, как гибридологической науки.

Материальные носители наследственности.

       

История исследований Г.Менделя

Гибридологический метод

     

I и II законы Г.Менделя

           

Работа с терминами. Решение генетических задач

                 

III закон Г.Менделя

               

Закон Т.Моргана

Кроссинговер

                           

Генетика пола.

                                                   

Сообщения и презентации учащихся

     

Сообщения и презентации учащихся

   

Наука селекция – история формирования как науки.

         

Н.И.Вавилов – путь в науке

           

Сообщения и презентации учащихся

     

Сообщения и презентации учащихся

   

Сообщения и презентации учащихся

Дискуссия

                 

Тест-зачет

Табл. «Науки о природе», портреты ученых.

Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование»

 

Табл. «основные этапы научного исследования

 

 

 

 

 

Учебник.

Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование»

     

Табл. «Уровни организации живой материи».

     

Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование»

 

Учебник.

                 

Табл. «Важнейшие химич. элементы клеток».

   

Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование»

   

Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование»

     

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

 

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

 

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Табл. «Клетка»

Микроскопы, микропрепараты клеток.

         

Табл. «Клетка»

     

Табл. «Клетка»

Интерактивный учебник  «1С Образование»

     

Табл. «Клетка»

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Табл. «Клетка»

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Табл. «Строение бактериальной клетки»

     

Табл. «Растительная и животная клетка»

Микроскопы, микропрепараты.

 

 

Табл. «Вирусы»

Интерактивный учебник  «1С Образование»

                     

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Интерактивный учебник  «1С Образование»

       

Табл. «Энергетический обмен углеводов».

   

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Табл. «Фотосинтез»

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Табл. «Биосинтез белка»

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Табл. «Митоз»

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Табл. «Митоз»

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Табл. «Мейоз»

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Интерактивный учебник  «1С Образование»

           

Табл. «Стадии онтогенеза хордовых»

   

Табл. «Стадии онтогенеза хордовых»

Презентация.

           

Табл. «Стадии онтогенеза хордовых»

Презентация.

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

Презентация

         

Презентация

             

Презентация «История разви-тия генетики»

   

Таблица: «Моногибридное скрещивание;

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Сборник задач по генетике

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Сборник задач по генетике

Интерактивный учебник  «1С Образование»

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Сборник задач по генетике

   

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Сборник задач по генетике

     

Интерактивный учебник  «1С Образование»

     

Сборник задач по генетике

   

Сборник задач по генетике

   

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

 

Интерактивный учебник  «1С Образование»

         

Интерактивный учебник  «1С Образование»

                             

Картосхема «Центры происхождения культурных растений»

   

Интерактивный учебник  «1С Образование»

   

Должны знать:

- основные направления развития науки;

- основные методы исследования;

- отличия химической организации живых организмов от объектов неживой природы;

- что такое биологические системы;

- уровни организации живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должны знать:

- что изучает наука цитология;

- какое строение имеют клетки;

- какие приборы используют для изучения клетки

     

Должны знать:

- что такое химические элементы;

- органические вещества;

- неорганические вещества;

- мембранные и немем-бранные органоиды;

-функции химических веществ в клетке;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должны знать:

- особенности строения эукариотической клетки;

- особенности строения клеток растений, животных и грибов;

- что такое одно-мембранные, двумембран-ные и немембранные органоиды.

                                                                                                             

Должны знать:

- Этапы эергетическ5ого обмена в клетке;

- Типы питания;

- фотосинтез, хемосинтез

- генетический код и его свойства

- этапы биосинтеза белка в клетке.

                       

Должны знать:

- генетический код и его свойства

- этапы биосинтеза белка в клетке.

             

Должны знать:

- что такое жизненный цикл;

- митотический цикл;

- периоды интерфазы;

- фазы митоза;

- фазы мейоза.

                                                                   

Должны знать:

- что такое онтогенез;

- типы онтогенеза;

- периоды индивидуального развития;

- стадии эмбрионального периода;

- постэмбриональный период и его стадии

Должны уметь:

- делать выводы на основе сравнения.

                             

Должны знать:

- сто изучает генетика;

- формирование генетики как науки;

- роль Г.Менделя в становлении генетики как науки;

- сущность гибридолог-ического метода;

- сущность законов наследственности Г.Менделя

- что такое чистая линия;

- закон Т.Моргана

сцепленного  наследования

- наследования сцепленного с полом,

- значение других законов генетики;

- основные положения закона гомологических рядов;

- основные закономерности изменчивости;

- виды и причины мутаций

 

Должны уметь:

- объяснять причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний;

- решать генетические задачи.

-сущность генных и хромосомных мутаций

- выявлять источники мутагенов в окружающей среде.

                                                                                                     

Должны знать:

- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

- что такое биотехнологии и их роль в развитии современной цивилизации

§1

                   

§2

     

 

 

 

 

 

 

§3

                   

§4(1)

           

§4(2)

           

§5

                     

§6

             

§7,8

             

§9,10

               

§11(1)

           

§11(2)

   

 

 

 

§12(1)

                 

§12(2)

         

§13

 

 

 

§14(1)

                   

§14(2)

       

§15

               

§16

           

§17

           

§18

         

§19

                 

§20

                                             

§21

               

§22

           

§23

         

§24-25

     

§14

 

 

 

 

§26

 

§27.

 

 

 

 

§28

 

 

 

§29

 

 

 

 

§30

 

 

 

 

§31

 

 

 

 

§32

 

 

 

§33

 

 

 

§34

 

 

 

 

§34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§35

 

 

 

 

§36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§37

 

 

 

 

 

§37

 

 

 

 

 

 

 

 

§38

 

 

 

 

 

 

 

§38

 

 

 

 

§39

 

 

 

 

 

 

§39

 

 

 

 

 

 

§40

 

 

 

§41

 

 

 

 

 

§39-41

 

 

 

§42

 

 

 

§43

 

 

 

 

§44

 

 

 

 

 

§45

 

 

 

§45

 

 

 

§46

 

 

 

 

§47

 

 

 

§48

 

 

 

 

 

 

 

§49

 

 

 

§49

 

 

 

§50

 

 

 

§64

 

 

 

 

 

 

§65

 

 

 

 

 

 

§66

 

 

 

§67

       

§68

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».