Русский родной язык 5 кл.

15.10.2019

Календарно – тематическое планирование учебного предмета

«Русский родной язык»

5 класс ( 70 часов )

№ п/п

Разделы, темы уроков

Количество часов

Раздел 1. Язык и культура речи ( 21 часов + 3 часа из резерва )

 

1

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.

 

1

2

Русский язык – язык русской художественной литературы.

1

 

3

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта(национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.).

 

1

4.

Слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.)

1

5

Слова, обозначающие народно-поэтические символы,   народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина-девушка, тучи – несчастья,  полынь,  веретено, ясный сокол, красна девица, родный батюшка).

 

1

6

Слова, обозначающие прецедентные  имена  (Илья Муромей,  Василиса Прекрасная, Иван-Царевич. Сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

 

1

7

8

Крылатые слова и выражения ( прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники. Значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.

 

1

1

9

Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

1

10

Загадки. Метафоричность русской загадки.

1

11

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

1

12

13

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах : надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

1

1

14

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.

1

15

Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

1

16

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

1

17

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой ( черника, голубика, земляника, рыжик ). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально- культурная специфика.

 

1

18

Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

1

19

Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

1

20

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека ( барышня - об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.)

   

1

21

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые.

1

22

Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

 

1

23

 

24

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

 

Контрольная работа .

1

 

Раздел 2. Культура речи ( 18 часов + 3часа из резерва )

25

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения.

 

1

26

27

Запретительные пометы в Орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.

1

1

28.

Омографы : ударение как маркёр смысла слова : пАрить- парИть, рОжки- рожкИ, пОлки- полкИ, Атлас-атлАс.

1

29.

Произносительные варианты орфоэпической нормы : ( було(ч)ная – було(ш)ная, же(нь)щина - же(н)щина, до(жд)ём - до(жь)ём и т.п.) Произносительные варианты на уровне словосочетаний ( микроволнОвая печь – микровОлновая терапия ).

 

1

30

Роль звукописи в художественном тексте.

1

1

31

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

 

1

32

Лексические нормы употребления имён существительных , прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

1

33

Стилистические варианты нормы  (книжный,  общеупотребительный, разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм-кинокартина-кино-кинолента, интернациональный – международный, экспорт-вывоз, импорт-ввоз, блато-болото, брещи-беречь, шлем-шелом, краткий-короткий, глаголить-говорить, сказать-брякнуть).

   

1

34

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода : род заимствованных несклоняемых имён существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике).Хочу такой сайт

 

                  1

35

Род сложных существительных ( плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира).

1

36

Род имён собственных (географических названий).

1

37

Род аббревиатур.

1

38

Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

1

39

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я),

-ы(-и), различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) - корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы ( приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя ( меха)- соболи ( животные ).

   

1

40

Литературные, разговорные, устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода

( токари-токаря, цехи-цеха, выборы-выбора, тракторы-трактора).

 

1

41

Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете.

1

42

История этикетной формулы обращения в русском языке.

1

43

Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу.

1

1

44

Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.

1

45

 

         46

Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

 

Контрольная работа.

1

 

                             Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 18 часов + 3 часа из резерва )

47

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи.

1

         48

49.

Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи ( тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

1

1

50

Интонация и жесты. Формы речи : монолог и диалог.

1

51

Формы речи : монолог и диалог.

1

52

Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста. Как строится текст.

1

53

Композиционные формы описания.

1

54

Композиционные формы повествования.

1

55

Композиционные формы рассуждения.

1

56

Повествование как тип речи.

1

57

Средства связи предложений в тексте.

1

1

58

Средства связи частей текста.

1

59

Функциональные разновидности языка.

1

60

Разговорная речь. Просьба. Извинение как жанры разговорной речи.

1

61

Официально-деловой стиль. Объявление ( устное и письменное ).

1

62

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

1

1

63

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

1

1

64

Язык художественной литературы. Литературная сказка.

1

65

Рассказ.

1

66

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка. Пословица.

1

67

 

          68

Сказка. Особенности языка сказки ( сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.д. )

 

Контрольная работа.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».