15.10.2019
Нормативно-правовая база
Рабочая
программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе
нормативных документов:
•
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
•
Федеральный
закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Закон Российской
Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона № 185-ФЗ);
•
приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
•
приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
•
положения
об оформлении Рабочей программы муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Лицей»
Рабочая
программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) 34 учебные недели в 3
классе.
Рабочая программа составлена на
основе примерной программы
по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы начального общего образования авторского
коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова,
М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
УМК авторского
коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова,
М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
Учебник: Александрова О.М., Вербицкая
Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие.- М.:
Просвещение. 2019.
Содержание
•
Планируемые
результаты освоения учебного предмета, курса……………………..4
•
Содержание
учебного предмета,
курса……………………………………………….6
•
Тематическое
планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы…………………………………………………………………………….7
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик
научится
-
распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений
между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство
– побратим);
- распознавать слова,
называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега;
названия растений);
-
распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской
культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник,
лавочник);
-
распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
-
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-
различать эпитеты, сравнения;
-
использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения
слова;
-
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ученик
получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие
русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
-
употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые
выражения
Язык в
действии
Ученик научится
-
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
- осознавать
смыслоразличительную роль ударения;
- различать по суффиксам
различные оттенки значения слов;
-владеть нормами употребления
отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж
множественного числа слов);
- владеть нормами правильного и
точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением);
- различать существительные,
имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические
ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления
грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
Ученик
научится
-
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- использовать в речи языковые
средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
ситуации общения;
-
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами
текста;
-
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать
тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об
участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами);
Ученик
получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые
высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные
выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки
текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного,
вставка);
-пользоваться основными
способами правки текста.
- редактировать собственные
тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
Содержание
курса
3 класс
(34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое
и настоящее (13 часов)
Слова, связанные с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат –
братство – побратим).
Слова, называющие природные
явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и
явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы
традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Названия старинных русских
городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в
русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов).
Раздел
2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова
(пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов,
позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как
специфика русского языка (книга, книжка,
книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и
т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических
категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных).
Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен
существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен
существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом
уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления
предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с
пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные,
имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в
рамках изученного).
Совершенствование навыков
орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Особенности устного
выступления.
Создание текстов-повествований:
о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами.
Создание текстов-рассуждений с
использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных
текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного
в основном курсе).
Языковые особенности текстов
фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных
сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
Тематическое планирование с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ |
Тема |
По рабочей программе |
||
Кол-во часов |
Кол-во к.р. |
Проекты |
||
I |
Русский язык: прошлое и настоящее |
26 ч |
2 |
2 |
II |
Язык в действии |
20 ч |
2 |
|
III |
Секре Типы речи и текста |
22 ч |
2 |
|
|
Итого: |
68- ч |
6 |
2 |
Календарно – тематическое
планирование
по русскому родному языку 3кл (68ч).
№
п/п |
Тема |
Характеристика
деятельности учащихся |
|
Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч) |
|
1-2 |
Где путь прямой, там
не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого
общения. |
распознают и понимают значение устаревших слов
по указанной тематике; распознают слова, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между людьми; распознают слова, называющие природные явления
и растения; распознают слова, называющие предметы и
явления традиционной русской культуры; используют словарные статьи для определения
лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и
поговорок, связанных с изученными темами; поиск информации о
происхождении фамилии находят сведения о
старинных русских городах в различных информационных источниках учатся подбирать и
употреблять сравнения, эпитеты в устной и письменной речи;
работают со словарем синонимов |
3-4 |
Кто друг прямой, тот
брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений
между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим). |
|
5-6 |
Дождик вымочит, а
красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные
названия солнышка, дождя. |
|
7-8 |
Сошлись два друга –
мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги. |
|
9-10 |
Ветер без крыльев
летает. Образные названия ветра. |
|
11 12 |
Какой лес без чудес.
Образные названия растений. |
|
13-14 |
Дело мастера боится.
Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). |
|
15-16 |
Проектное задание:
«Откуда в русском языке эта фамилия» |
|
17-18 |
Заиграйте мои гусли.
Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь). |
|
19-20 |
Что ни город, то
норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий. |
|
21-22 |
У земли ясно солнце, у
человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста
с творческим заданием. |
|
23-24 |
Проектное задание: «История моего имени и
фамилии» |
поиск информации в словарях о
происхождении слов |
25-26 |
Контрольная работа по разделу «Русский
язык: прошлое и настоящее» |
выполняют контрольную работу |
|
Язык в действии (10 ч) |
|
27-28 |
Как правильно произносить слова. |
работают со словарем ударений |
29-30 |
Для чего нужны
суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка |
учатся различать по суффиксам различные
оттенки значения слов; учатся различать существительные, имеющие
только форму единственного или только форму множественного числа; учатся выявлять и исправлять в устной речи
типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени
существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; учатся редактировать письменный текст с
целью исправления грамматических и орфографических ошибок |
31-32 |
Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок» |
|
33-34 |
Какие особенности рода
имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических
категорий русского языка. |
|
35-36 |
Все ли имена
существительные «умеют» изменяться по числам. |
|
37-38 |
Как изменяются имена
существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм
множественного числа имен существительных |
|
39-40 |
Редактирование
письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических
ошибок |
|
41-42 |
Зачем в русском языке
такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов |
учатся владеть нормами правильного и точного
употребления предлогов |
43-44 |
Восстановление
деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими
дополнениями |
|
45-46 |
Контрольная
работа по разделу |
выполняют конрольную работу |
|
Секр
Секреты речи и текста (11 ч) |
|
47-48 |
Особенности устного выступления |
учатся строить устные сообщения различных
видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы
одноклассника, мини-доклад; |
49-50 |
Создание мини-доклада
о народном промысле «Дымковская игрушка» |
|
51-52 |
Типы Создание
текста. Текст - рассуждение |
знакомятся со структурой текста
рассуждения; учатся создавать тексты-рассуждения с
использованием различных способов аргументации |
53-54 |
Сочинение-рассуждение
по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием
различных способов аргументации |
|
55-56 |
Учимся редактировать
тексты |
учатся редактировать собственные тексты с
целью совершенствования их содержания и формы |
57-58 |
Редактирование
предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы |
|
59-60 |
Текст – повествование.
Структура текста. |
учатся определять тему текста, основную мысль;
определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов
создавать текст; учатся оценивать устные и письменные речевые
высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления; |
61-62 |
Творческая работа.
Создание заметки о путешествии по городам России |
|
63-64 |
Творческая работа.
Создание заметки о посещении краеведческого музея. |
|
65-66 |
Сочинение на тему «Как
я провёл выходной день». |
|
67-68 |
Итоговая
контрольная работа. Обобщение |
выполняют итоговую работу |