Окружающий мир 3 кл.

15.10.2019

1.       Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, на основе примерной программы начального общего образования  по музыке Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л.В. Занкова» Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2010.

Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:

Учебника: Г.С.Ригина «Музыка» 3 класс: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2010.

Методического пособия  для учителя: Г.С.Ригина «Музыка для детей» Методические рекомендации по обучению музыке 3 класс Москва: А.В.Мерзлов,2010.

В настоящее время разработаны пособия, в которых  представлены поурочные планы по музыке, составленные по программе Г. С. Ригиной "Уроки музыки в начальных классах", в соответствии с системой Л. В. Занкова по учебнику: Ригина Г. С. Музыка. М.: Корпорация "Федоров", 2010.

Информационно-компьютерной поддержки: ОМС, ЦОР, Электронные энциклопедии «Музыка»,  «Искусство».

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.      В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома, исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.
      Основные понятия и музыкальные термины вводятся на страницах учебников и тетрадей.      Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса способствуют вариативности музыкальных занятий.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов,  фольклора, духовной музыки. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

1.1.Общая характеристика предмета

Настоящая программа опирается на систему развивающего обучения Л.В.Занкова. Согласно положениям дидактической концепции Л.В. Занкова, ее ведущая идея о взаимосвязанности процессов обучения, развития и воспи­тания. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

В программе реализуется принцип системно - деятельностного подхода. Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Обучающиеся имеют возможность приобрести первоначальные основы проектной и исследовательской деятельности.

При организации учебно – воспитательного процесса в 3 классе  учителю  необходимо учитывать психологические особенности детей младшего возраста, такие как неустойчивость внимания, необходимость смены эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, моторная активность, склонность к непосредственному переживанию, потребность к самовыражению в самых разнообразных формах. Необходимо разнообразить формы работы и виды музыкальной деятельности, часто переключая внимание с одного виды деятельности на другой, быстро менять сами задания, чередовать материал по уровню сложности, включать большое количество двигательных упражнений. Развитие творческого мышления через игру, движение, фантазию помогает воспитанию вдумчивого слушателя, способствует приобщению учащихся к лучшим образцам музыкальной культуры. Необходимо, чтобы осуществление художественного познания мира детьми происходило через собственную творческую деятельность.

1.2.Место предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ всего на изучение музыки в началь­ной школе выделяется 135 ч, из них в 3  классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), в 4  классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (хорового пения), участием в различных музыкальных школьных конкурсах и мероприятиях, что создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями.

1.3. Цель рабочей программы

Цель предметной области: Формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры.

Цель образовательного учреждения: Формирование конкурентоспособной личности в условиях гимназического образования.

«Конкурентоспособная личность – личность, обладающая способностью к поведенческой саморегуляции, коммуникативной компетентности, личностному и профессиональному самоопределению».

Цель обучения:

 Заложить  основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.

С учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения определены следующие задачи:

·         формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;

·         развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

·         формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;

·         развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;

·         развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;

·         воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учётом культурного разнообразия российского общества;

·         формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.

 

1.4. Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

1. 4.1. Личностные универсальные учебные действия

 

У обучающегося будут сформированы:

– эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

– позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности;

– образ Родины, представление о ее богатой истории, героях - защитниках,

о культурном наследии России;

– устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

– представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

– нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

–нравственно -эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений; – понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

– представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

1.4.2. Регулятивные универсальные учебные действия

 

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально - исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

– выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителе или сверстниками ориентир;

– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений

разных жанров;

– осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

– выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

– воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

1.4.3. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои  представления о музыке и музыкантах;

– самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

– передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

– использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

– выбирать способы решения исполнительской задачи;

– соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

– соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

– соотносить различные произведения по настроению и форме;

– строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

– проводить сравнение  и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – обобщать учебный материал;

– устанавливать аналогии;

– сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

– представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

 

1.4.4. Коммуникативные универсальные учебные действия

 

Обучающийся научится:

– выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

– выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

– понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

– понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

– принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

– стремиться к пониманию позиции другого человека.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);

– понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; – контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;

– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

– формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности.

1.4.5.Предметные результаты:

Обучающийся научится:

– воспринимать и понимать музыку разного эмоционально - образного содержания, разных жанров, включая

фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;

– понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных

песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

– эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

– передавать в музыкально - творческой деятельности художественно - образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов.

– слушать музыкальное произведение, различать произведения разных жанров;

– наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

– участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

– узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

– узнавать звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

– выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4);

– петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений;

исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

– различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

– соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.;

– осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. с использованием ИКТ;

– владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

– проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, движениях под музыку;

– импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста;

– сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

– узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

– приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

– собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных классных и общешкольных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.

Тема года «Музыкальные формы и жанры»

Тема 1 четверти: Музыкальные формы (9 часов)

№ урока

Тема

 

содержание

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Предметные

Метапредментные (УУД)

1

Формы построения музыки

.

 

Находить общее в человечес-кой и музыкальной речи (фраза, предложение, интонация). Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение).

Знать составляющие музыкальной формы: фраза. предложение. период.

реприза.

Личностные: научится сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач;

Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

Примеры из музыкальных произведений

2

Куплетная форма.

Одночастная форма.

 

В. Шаинский. Вместе весело шагать.

Р.Штраус. Космическая Одиссея.

 

Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение).

Пластическое интонирование.

Самостоятельно определить задачу куплета (рассказ, информация), припева (выразить идею всей песни).

Строение, структура музыкального произведения. Особенности куплетной формы.

 

Личностные: позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль;

Познавательные:: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Примеры куплетной формы из изученных ранее произведений

3

Простая двухчастная форма.

 

EC_ 132I, EC_ 132Р.

Чайковский. Шарманщик.

 

Выработать алгоритм определения частей (смена характера, СМВ).

Практика по определению формы (EC_ 132Р). Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

Пластическое интонирование.

Музыкальная мысль. Понимание зависимости формы от содержания.

Формула А – В

 

Личностные: позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

Сочинить музыкальный рассказ из двух частей.

4

Простая трёхчастная форма.

 

EC_ 132I. EC_ 133Р. Мусоргский. Баба Яга.

Шопен. Мазурка.

 

Определять образную сферу частей.

Практика по определению формы (EC_ 133Р). Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

Пластическое интонирование

Уметь определять трёхчастность в различных по жанру произведениях. Научиться  сопоставлять образное содержание частей.

Формула А – В - А

 

Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

Сочинить музыкальную сказку из трёх  частей.

5

Что такое вариация.

Строгие вариации.

 

EC_ 133I. Моцарт. Соната A dur. 1 часть.

Н.А. Римский – Корсаков «Снегурочка». Третья песня Леля.

Наблюдать за вариационным развитием.

Размышление о вариативности (примеры из жизни).

Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

Пластическое интонирование

Формула А –А1 – А2  - А3…

Особенности строгих вариаций в аккомпанементе, мелодии. Мелизмы.

Народные истоки вариаций.

   

Личностные: формирование представления

о культурном наследии России;

Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);

Регулятивные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

Составить графическую схему формы вариации.

6

Свободные вариации.

 

EC_ 133I. EC_ 133Р.

Брамс. Вариации на тему Паганини.

 

Найти характерные особенности в романтических вариациях.

Практика по определению вида вариаций (EC_ 133Р).

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

Пластическое интонирование.

Научиться различать строгие и свободные вариации, их отличительные особенности.

Романтические вариации в контексте исторической эпохи (Романтизм)

 

Личностные: формирование целостной картины мира;

Коммуникативные: проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Найти информацию в интернете о композиторах романтиках: Ф. Лист, И. Брамс, С.В. Рахманинов (по выбору)

7

Что такое рондо.

.

EC_ 133I. EC_ 133Р.

 Глинка. Рондо Фарлафа. Моцарт. Рондо «А la turka».

Кабалевский. Рондо – марш.

 

Поиск общих черт рондо с хороводом (рефрен – люли, люли, дид - ладо и т.д.). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

Танцевальные импровизации.

Рефрен. Эпизод. Формула А - В- А – С – А – D – А

Умение на слух определять форму рондо. Народные истоки рондо.

Личностные: позиция активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности;

Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

Составить графическую схему формы рондо.

8

Единство формы и содержания.

 

EC_ 133Р. EC_ 132Р.

 

Проявлять эмоциональную отзыв­чивость, личностное отношение к му­зыкальным произведениям.

Находить связь между содержанием и формой.

Уметь на слух определять различные музыкальные формы. Знать особенности их строения.

Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль;

Познавательные:: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Привести примеры различных музыкальных форм. Доказать единство формы и содержания.

9

Обобщающий урок

 

Любимые музыкальные произведения.

Определять на слух запомнившимся музыкальные произведения

Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

 

Обобщение полученных знаний. Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках.

 

Личностные: научится сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач;

Коммуникативные: проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности;

Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности;

Познавательные::  передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.

Составить программу концерта классической музыки для друзей, родителей.

 

№ урока

Тема

Содержание

 

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Предметные

Метапредментные (УУД)

10.

11.

12.

Музыкальные портреты и характеры

 

EC_ 163I.

 

Проявлять эмоциональную отзыв­чивость, личностное отношение к му­зыкальным произведениям.

Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).Хочу такой сайт

 

Уметь классифицировать произведения по общим  чертам, признакам и назначению.

Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Найти информацию в интернете о любом из жанров

13

Хрустальный звон зимы

 

EC_ 163Р. EC_ 163Т.

Григ «Пер Гюнт». В пещере горного короля. Танец Анитры. Песня Сольвейг.

Бизе. Сюита №2.

Сравнивать и различать характер и образный строй частей сюиты.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

 

Сюита. Идея. Контрастные образы сюиты.

Выразительные средства.

 

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

Нарисовать иллюстрацию к любой части сюиты Э. Грига

14.

Композитор один – музыка разная (Л.Бетхв

ен)

   

Определять средства музыкальной выразительности, соотносить их с образным строем произведений Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

 

Музыкальные средства выразительности

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

Нарисовать иллюстрацию к «Музыкальному моменту» Ф. Шуберта

 

15.

Композитор один – музыка разная (М. И. Глинка)

EC_ 163Т. Шопен. Прелюдия. Революционный этюд. Рахманинов. Прелюдия соль минор.

Проявлять эмоциональную отзыв­чивость, личностное отношение к му­зыкальным произведениям.

Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

 

Трансформация и особенности жанра (самостоятельность, романтические черты в прелюдиях, этюдах Ф. Шопена, С. Рахманинова)

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Сообщение о творчестве Шопена, Рахманинова (по выбору).

16.

Обобщающий урок 2 четверти

 
 

Воплощение му­зыкальных образов при разучивании и исполнении вокальных произведений.

Рассуждать об общности и различии жанров кантаты и сюиты (принцип контраста между частями при единстве идеи произведения). Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

 

Особенности жанра, строения.

Понимание замысла композитора и идеи его произведения.

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

Иллюстрация к любой из частей канаты Кабалевского.

17

Русская былина

 

Воплощение му­зыкальных образов при разучивании и исполнении вокальных произведений.

Обогащение музыкаль­но-слуховых представлений о крупных вокально – инструментальных музыкальных формах.

Особенности жанра, строения.

Соло, хор.

Особенности духовной кантаты, оратории.

 

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

Познавательные:: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

живопись).

Сообщение о творчестве Генделя.

18.

19.

Народность в музыке.

 

.

Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

Находить общие и отличные черты в жанре романс как инструментальная пьеса и как вокальное произведение (напевность, мелодичность)

Романс как жанр камерной вокальной музыки. Романс как инструментальная пьеса напевного характера.

Личностные: формирование представления

о культурном наследии России;

Коммуникативные: понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности;

Познавательные:: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Сочинить сказку про музыкальные краски (СМВ)

 

№ урока

Тема

Содержание

 

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Предметные

Метапредментные (УУД)

20.

Прощай Масленица!

 

EC_ 167I.

В. Гаврилин «Анюта» (Тарантелла)

 

Находить признаки различных видов искусств в балете.

   

Синтез. Виды искусства в балете.

Драматургия балета. Либретто.

 

Личностные: проявлять наличие эмоционального отношения к искусству;

Коммуникативные: понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:: сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись).

Составить правила поведения в театре

 

21.

Музыкальные герои

 

EC_ 345I.

 

Общее представ­ление о пластических средствах выразительности. Индивиду­ально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику.

Возникновение и становление балета в контексте исторической эпохи (Абсолютная монархия, Барокко)

Личностные: формирование целостной картины мира;

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

Познавательные:: сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись).

Сочинить либретто для балета по любой сказке.

22.

Музыка для мамы

EC_ 356I4. Чайковский. «Лебединое озеро». Увертюра. Адажио. Танец маленьких лебедей.

 

Находить логику в строении оперы, обосновывать деление акта на картины, сцены.

Наблюдать за развитием одного ил нескольких образов в музыке.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в танцеваль-ных импрови-зациях.

 

Структура балета. Увертюра.  Действие. Акт. Картина. Антракт. Увертюра.

   

Личностные: восприятие нравственного содержания музыки сказочного характера;

Коммуникативные: понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

Эскизы костюма для персонажа балета Чайковского «Лебединое озеро»

23.

Композитор один – музыка разная (Э. Григ)

.

 

Созда­ние музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровиза-ции.

Рассуждать о

единстве музыки, пластики, образа.

Номера в балете.

Дивертисмент. Кордебалет. Па – де – де, па –де – труа. Вариация.

 

Личностные: эмоциональная отзывчивость намузыкальные произведения;

Коммуникативные: понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

Регулятивные:

анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Познавательные:: осуществлять поиск нужной информации, умение

обобщать, классифицировать

Найти либретто балета Чайковского «Щелкунчик» в сети интернет

24.

Звуки весны

 

С.Прокофьев «Золушка». Вариация Золушки

Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

Определять настроение, характер героя через танец, пластику, музыку.

Пластические загадки и упражнения.

Хореография. Пластика. Пантомима. Образы в балете.

 

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

Коммуникативные: проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально - творческой деятельности;

Познавательные::  передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.

Составить музыкальный портрет любого из героев балетов  Чайковского, Прокофьева.

25

Музыкальный театр

 

EC_ 166I.

 

EC_166P.

 

Опыт

публичного выступления (сообщение по истории оперы).

Определять отличие  между оперой– сериа, оперой – буффа (по содержа-

нию и назначению)

Опера – сериа,

опера – буффа. Синтетические виды искусства.

Возникновение и становление оперы в контексте исторической эпохи (Высокое Возрождение, Барокко)

Личностные: формирование целостной картины мира;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Сообщение «Что такое опера»

26.

Обобщающий урок 3 четверти.

EC_721I

Глинка. Руслан и Людмила.

   

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

Коллективная исполнительс-кая деятельность (хоровое пение).

 

Виды оперы: опера – сказка, эпическая опера. Ария.  Дуэт. Ансамбль. Хор

   

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

Коммуникативные: выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль;

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Прочитать поэму А. Пушкина «Руслан и Людмила»

27.

День весенний-день веселья

 

.

Находить логику в строении оперы, обосновывать деление акта на картины, сцены.

Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

 

Акт. Картина. Хоровая сцена. Антракт как симфоническое

вступление к акту.

 

Личностные: восприятие нравственного содержания музыки сказочного характера;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные:

анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Познавательные:: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

Подобрать тембровую окраску (инструменты) для образов: Белочка, Богатыри, Царевна – Лебедь.

 

28.

29.

Музыка в детском кино

   

EC_ 355I3.  Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Пляска скоморохов. Проводы Масленицы.

 

Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

Рассуждать народных о традициях и их сохранению.

 

Фольклор. Обряд. Скоморошины.

Традиции, преемствен-ность.

Личностные: формирование представления

о культурном наследии России;

Коммуникативные: принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках,

в обсуждении музыкальных впечатлений;  принимать другое мнение и позицию;

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

Познавательные:: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

Привести пример из жизни об обряде проводов Масленницы

30.

День Победы

А.П. Бородин. «Князь Игорь». Видеофрагмент «Ария князя Игоря»

EC_166P.oms

 

 

Исследовательская деятельность:

сравнительный анализ жанров песни и арии. Составление таблицы сравнительного анализа. Самостоятельное формулирование критериев, по которым можно отличить арию от песни.

 

Характерные особенности арии. Чем ария отличается от песни.

 

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков;

Коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

Познавательные:: соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

 

Работа со словарями. Найти определение арии из разных источников информации.

 

№ урока

Тема

Содержание

 

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

 

Предметные

Метапредментные (УУД)

 

31.

Джазовая музыка

 

EC_ 169I, EC_ 169Р

 

Различать певческие голоса по основным характеристикам (сила, высота, тембр, мужские, женские). Практика по определению певческих голосов (EC_ 169Р). Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

 

Тембр, регистр, диапазон.

 

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:: умение обобщать, классифицировать.

Классификация голосов. Примеры типов голосов из жизни.

 
 
 

32.

33.

Музыкальный театр

 

EC_ 611Р1, EC_ 611Т1.

EC_ 611Р2, EC_ 611Т2.

 

Опыт публичного выступления (защита проекта). Практика «Знаменитые вокалисты» (EC_ 611Р1, EC_ 611Р2). Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

   

Исполнительское мастерство. Знаменитые отечественные и зарубежные вокалисты.

 

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли;

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

Познавательные:: представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Творческий проект в виде презентации об известном вокалисте (по выбору)

 
 
 
   
   

34.

Обобщающий урок 4 четверти

 

EC_ 612Р,  EC_ 612Т.

   

Опыт публичного выступления (защита проекта). Практика «Знаменитые исполнители инструменталисты»

(EC_ 612Р1, EC_ 612Т). Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

 

Исполнительское мастерство. Интерпретация.

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

 

Творческий проект в виде презентации об известном инструменталисте - исполнителе (по выбору)

                                 
 
 
 

35.

Обобщающий урок учебного года.

 
 

Опыт публичного выступления (защита проекта). Практика «Главные театры страны»

(EC_06_03_04P_01_Rus_Teatr19). Коллективная исполнительская деятельность (хоровое пение).

 

История Большого театра. История Мариинского театра.

   

Личностные: формирование представления

о культурном наследии России;

Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли;

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

Познавательные:

представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Творческий проект в виде презентации «Истрия Орского театра имени Пушкина»

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89673984422

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».