15.10.2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для
3 класса разработана на основе
требований ФГОС НОО, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М.
В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной
школы», в соответствии с целями и задачами образовательной программы МКОУ
«Карабаглинская СОШ».
Рабочая
программа рассчитана на 136 часов в год.
Для реализации программного содержания
используются:
Литературное
чтение. Родная речь: учебник для 3
класса начальной школы: сост. Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2012 г.
Климанова
Л.Ф. Уроки литературного чтения;
методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 кл. / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение,
2010г.
Контрольно
– измерительные материалы ФГОС. 3 класс, М.: «ВАКО»,2012г.
Итоговая
аттестация. Литературное чтение 3 класс, М.: «Экзамен»,2012г.
Логика изложения и содержание авторской
программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента
государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не
внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к
элементам дополнительного содержания.
Содержание программы:
Курс призван продолжить обучение чтению,
ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного
искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей
своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес
к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное
чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в
литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит
полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно
чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем
потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Курс литературного чтения является первой
ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной
школы.
Важной особенностью начального этапа
обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя,
который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель
задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми
повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство
создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у
композитора - музыканта.
Методические подходы к анализу произведения,
предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности
в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом
рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание
юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру,
на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание
учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе
ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет
стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников
вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное
установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется при
анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный
образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает
все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические
произведения.
Курс литературного чтения не предполагает
знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников
ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на
развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков,
главным из которых является навык чтения.
Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии
навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до
чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает
постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих
умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и
полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного
чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении,
разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного
устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип
нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных
читателей с писателем и героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания
пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими
сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре,
особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица,
считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных
возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении,
ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литература относится к наиболее сложному,
интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный
характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными
образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в
процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во
многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные
образы в соответствии с авторским текстом.
Цели обучения:
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
•развитие
художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно
читать и рассказывать, импровизировать;
•овладение
осознанным, правильным, беглым и
выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших
школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;
•воспитание эстетического
отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре и зле, справедливости
и честности, развитие нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства,
сознание, волю.
Основные задачи:
-
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и
понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства,
создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать
умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать
творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное
мышление;
-
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений
изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
-
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей;
-
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
-
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
-обеспечивать
достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня
сложности;
-
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребёнка;
-
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения;
-
работать с различными типами текстов;
-
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Развитие речевых умений и навыков при работе с
текстом:
1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка
правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за
счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова,
быстроты понимания прочитанного;
- обучение приёмам чтения про
себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и
количества прочитанных текстов этим способом.
- углубленное понимание
прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли
прочитанного);
- развитие умения переходить
от чтения вслух к чтению про себя;
- развитие умения быстро
улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и
интонационные связи в тексте.
2.Развитие выразительности чтения и
речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:
-
ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение
про себя – это чтение для себя;
-
совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции на основе
специальных упражнений и тренировки речевого аппарата;
-
произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки
отдельных звуков;
-
обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении, развитие темпа
речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка
умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать
силу голоса от громкой речи до шёпота и, наоборот, в зависимости от речевой
ситуации и коммуникативной задачи высказывания;
-
обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений;
-
правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить
себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их
мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу;
-
развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление,
корректировать его в соответствии с целью высказывания.
3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:
Правильное, сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с
содержанием читаемого текста. Темп чтения незнакомого текста – 75-80 слов в
минуту (при чтении вслух) и 85-90 слов в минуту (при чтении про себя).
4.Выработка умений работать с текстом:
- подробный и выборочный
пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
- установление
последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых
в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением;
-
самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них
главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в
целом;
-
составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью
учителя;
-
словесное рисование картин к художественным текстам;
-
составление рассказов о своих наблюдениях из жизни класса, школы;
-
самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор
для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
-
сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и
мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя);
-
внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений,
используемых в нём;
-
ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его
названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по
тематике.
Обогащение и развитие опыта творческой деятельности
эмоционально-чувственного отношения к действительности:
1.Обогащение опыта эстетического
восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие
творческих способностей школьников:
- формирование у школьников
способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему
миру;
-
развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, формировать
своё видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах;
-
накопление опыта живых впечатлений от общения с миром животных и птиц, развитие
умения подмечать позы, повадки, характерные движениям животных в различных
ситуациях, уметь рассказать об увиденном;
-
наблюдение за настроениями людей в различных ситуациях;
-
коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных
эмоциональному настроению школьников в определённых ситуациях.
2. Развитие умения выразить в слове свои
впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека:
- проведение игры «Найди
меткое слово»;
- коллективное сочинение
различных историй;
- устные и письменные
рассказы детей на заданные им свободные темы.
3.Развитие воображения, фантазии,
ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью
целенаправленных упражнений:
- рассматривание и описание сходных и различных предметов, проведение
соревнований, конкурсов на лучшее сравнение;
-
игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные
предметы, явления, усложнение подобных заданий (рассказанную детьми историю
переделать в смешную, весёлую или грустную, печальную);
-
коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета
известных сказок;
4.Обогащение опыта эстетического восприятия
произведений художественной литературы:
-
развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров,
эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в
совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений;
- приобщение к миру поэзии:
слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха,
наблюдение над звукописью, звукоподражанием;
- воспитание
эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные
особенности.
5.Активизация способности учащихся
полноценно воспринимать художественное произведение на основе целенаправленной
деятельности:
- развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение
находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умение подбирать варианты
сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной
выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение
видеть и ценить их иносказательную выразительность;
-
работа над загадками как развёрнутыми метафорами;
-
развитие умения использовать метафоры при составлении детьми собственных
загадок, развитие у них творческого, образного видения предмета, которое
способствует накоплению образных обобщений;
-
развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения,
прогнозировать тему и содержание книги по её заглавию и началу;
-
рисование портретов героев литературных произведений, подборка к ним
музыкальных характеристик, словесное описание портретов;
-
коллективная драматизация художественных произведений, введение игровых
ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя,
и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя,
исполнителя и создателя художественного текста;
-
коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного
отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
6. Первоначальное обобщение опыта работы
с литературоведческими терминами:
-
формирование умений узнавать и различать
такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ,
стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица,
считалка, песня, прибаутка;
-
ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных
произведений, как сказка, былина, басня, рассказ, стихотворение;
-
наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и
выразительностью слова в художественном тексте;
Результаты обучения по разделам:
«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ» (3
ч)
знать:
- структуру учебника;
- приёмы ориентирования в учебнике;
-историю создания книг;
-отличия рукописной и печатной книги.
уметь:
- различать элементы книги (обложка, оглавление,
титульный лист, аннотации, иллюстрация);
- составлять небольшое монологическое высказывание с
опорой на авторский текст.
«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (12 ч)
знать:
- виды сказок и их структуру;
-
различные произведения устного народного творчества;
уметь:
-
приводить примеры произведений фольклора
- (пословицы, загадки, сказки);
-
читать
осознанно текст;
-
определять тему, главную мысль
произведения;
-
пересказывать текст.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (11 ч)
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их
авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм,
рифма;
- изобразительные художественные средства:
сравнения, эпитеты.
уметь:
-читать стихотворные произведения
наизусть (по выбору);
- находить
в тексте слова и выражения для изображения
действующих
лиц, природы и описания событий;
- понимать образные выражения, используемые в
произведениях.
«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ» (21 ч)
знать:
-
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена,
фамилии их
авторов;
уметь:
- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и
опорных слов;
- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной
подготовкой);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать осознанно текст художественного произведения
«про себя» (без учета скорости);
-определять тему и главную мысль
произведения;
-пересказывать текст;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
-аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (8ч)
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их
авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
-отвечать на вопросы по содержанию произведения;
-характеризовать выразительные средства;
-читать
стихотворные произведения наизусть
(по выбору);
- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;
- выразительно
читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (10ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- отличие литературной
сказки от фольклорной;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
-составлять небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский
текст;
- оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
сказки народные и литературные;
-
восстанавливать авторский текст по опорным словам;
- соотносить
пословицы с характеристикой героя
произведения
«БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ» (9
ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных
литературных произведений, их авторов.
- отличие
литературной сказки от фольклорной;
уметь:
-составлять небольшое монологическое высказывание
с опорой
на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения
-воспринимать на слух
и понимать
художественные произведения
разных жанров;
-передавать их
содержание
по вопросам;
- уметь различать
жанры художественных произведений.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (5 ч)
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их
авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм,
рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни;
- читать
вслух текст, соблюдая правила
произношения и соответствующую интонацию;
-читать стихотворные
произведения
наизусть.
«ЛЮБИ ЖИВОЕ» (14 ч)
знать:
-основное содержание текста, их
авторов;
- стили текстов, их различия.
уметь:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении
(герое, событии);
- уметь пересказывать текст;
-составлять небольшое монологическое высказывание с
опорой на авторский текст;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (5 ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
- имена, фамилии их
авторов;
- основные литературоведческие понятия: ритм,
рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной
подготовкой).
«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК» (10 ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных
литературных произведений, их авторов
- понимать эмоционально-нравственных
переживания героев произведений;
уметь:
-участвовать в диалоге при обсуждении
произведения;
-строить небольшие
монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)
- участвовать в литературных играх (инсценирование);
-оценивать события, героев произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для высказывания оценочных
суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).
«ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ» (5 ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных
литературных произведений, их авторов;
- названия нескольких
детских периодических изданий;
- отличие журналов от
книги.
уметь:
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать осознанно текст художественного
произведения «про себя»;
-создавать небольшие
письменные
ответы на
поставленный вопрос по прочитанному произведению;
-
ориентироваться в журналах.
«ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА» (6 ч)
знать:
-названия, основное содержание изученных
литературных
произведений, их авторов.
уметь:
-самостоятельно и по
заданию
находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное
чтение);
- инсценировать и пересказывать полюбившиеся
эпизоды;
-проявлять артистичность,
эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной
литературы;
- создавать
письменные ответы на поставленные вопросы;
-выделять в тексте главное, анализировать, находить
ответы на вопросы;
-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной
и письменной форм
ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ
3 КЛАССА:
Основные
требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса.
Обучающиеся должны:
ü владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения
целыми словами при темпе громкого чтения 75
– 80 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
ü понимать содержание прочитанного произведения, определять
с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.
Обучающиеся должны уметь:
ü устанавливать последовательность действия в
произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять
правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
ü самостоятельно делить текст на законченные по смыслу
части и выделять в них главное;
ü составлять план прочитанного и краткий пересказ его
содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным
текстам;
ü самостоятельно находить в тексте слова и выражения,
которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
ü сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их
поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью
учителя);
ü подробно, выборочно пересказывать прочитанное с
использованием приемов устного рисования и иллюстраций;
ü ориентироваться в учебной книге: самостоятельно
находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге
произведения, близкие по тематике;
ü различать такие жанры литературных произведений, как
сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка,
пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.
Обучающиеся
должны знать:
ü наизусть стихотворения классиков отечественной и
зарубежной литературы;
ü названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а
также литературных произведений классических писателей;
ü народные сказки (уметь их пересказать), знать
пословицы.
Календарно – тематическое планирование материала
по литературному чтению в 3 в классе
136 часов (из расчёта 4 урока
в неделю)
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Дата проведения |
ИКТ |
|||
По плану |
По факту |
||||||
1. |
Введение. Знакомство с учебником. |
1 |
|
|
|
||
|
Самое великое чудо на свете (3 ч) |
||||||
2. |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
||
3. |
Рукописные книги Древней Руси. |
1 |
|
|
|
||
4 |
Первопечатник Иван Фёдоров. |
1 |
|
|
|
||
5 |
Урок-путешествие в прошлое. |
1 |
|
|
|
||
|
Устное народное творчество (12 ч) |
||||||
6. |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
||
7. |
Русские народные песни. |
1 |
|
|
|
||
8. |
Докучные сказки. |
1 |
|
|
|
||
9. |
Произведения прикладного искусства: гжельская и
хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
1 |
|
|
|
||
10-11. |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка». Входное
контрольное чтение. |
3 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
12-14. |
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». |
3 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
15-16. |
Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
3 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
17. |
Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин |
1 |
|
|
|
||
18. |
Урок КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное
творчество». |
1 |
|
|
|
||
19. |
Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка
достижений. |
1 |
|
|
|
||
|
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) |
||||||
20. |
Знакомство с названием раздела |
1 |
|
|
|
||
21. |
Как научиться читать стихи. |
1 |
|
|
|
||
22. |
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». |
1 |
|
|
|
||
23. |
Ф. И. Тютчев «Листья». |
1 |
|
|
|
||
24. |
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь
над жаркой нивой» |
1 |
|
|
|
||
25. |
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». |
1 |
|
|
|
||
26. |
И. Никитин «Встреча зимы». |
1 |
|
|
|
||
27. |
И. Суриков «Детство». |
1 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
28. |
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания
картины природы в лирическом стихотворении. |
1 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
29. |
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок). |
1 |
|
|
|
||
30. |
Оценка достижений |
1 |
|
|
|
||
|
Великие русские писатели (24 ч) |
||||||
31. |
Знакомство с названием раздела |
|
|
|
|
||
32. |
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного
узнали из жизни А.С. Пушкина» |
1 |
|
|
|
||
33. |
А. Пушкин. Лирические стихотворения |
1 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
34. |
А. С. Пушкин «Зимнее утро» |
1 |
|
|
|
||
35. |
А. С. Пушкин «Зимний вечер» |
1 |
|
|
|
||
36-39 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
2 |
|
|
|
||
40. |
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с
художественным текстом. |
1 |
|
|
|
||
41. |
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. |
1 |
|
|
|
||
42. |
И. А. Крылов «Мартышка и Очки» |
1 |
|
|
|
||
43. |
И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна». |
1 |
|
|
|
||
44. |
1 |
|
|
|
|||
45. |
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка
сообщения на основе статьи. |
1 |
|
|
|
||
46. |
М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком
стоит одиноко…». |
1 |
|
|
|
||
47. |
М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». |
1 |
|
|
|
||
48. |
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) |
1 |
|
|
|
||
49. |
Л. Н. Толстой «Акула». |
1 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
50. |
Л. Н. Толстой «Прыжок». |
1 |
|
|
|
||
|
|||||||
51. |
Л. Н. Толстой «Лев и собачка». |
1 |
|
|
|
||
52. |
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда
девается вода из моря?» |
1 |
|
|
|
||
53. |
Оценка достижений |
1 |
|
|
|
||
54. |
Литературный праздник (обобщающий урок по теме
«Великие русские писатели») |
1 |
|
|
|
||
|
Поэтическая тетрадь 2 (6ч) |
||||||
55. |
Знакомство с названием раздела |
1 |
|
|
|
||
56. |
Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором». |
1 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
57. |
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
1 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
58. |
К. В. Бальмонт «Золотое слово». |
1 |
|
|
|
||
59. |
И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. |
1 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
60. |
Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая
тетрадь 2). |
1 |
|
|
|
||
|
Литературные сказки (8 часов) |
||||||
61. |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
|
|
||
62. |
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки»(присказка) |
1 |
|
|
|
||
63. |
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца –
длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
1 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
64-65. |
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
|
2 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
66-67. |
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». |
2 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
68. |
Урок КВН (обобщающий урок по 1 части учебника) |
1 |
|
|
|
||
|
Были-небылицы (10ч) |
||||||
69. |
Знакомство с названием раздела |
1 |
|
|
|
||
70-71. |
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
2 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
72-74. |
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
3 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
75-77. |
А. Куприн «Слон». |
3 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
78. |
Урок-путешествие по «Былям-небылицам». |
1 |
|
|
|
||
|
Поэтическая тетрадь (6 ч) |
||||||
79. |
Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты
тискаешь утенка?..» |
1 |
|
|
|
||
80. |
Саша Чёрный «Воробей», «Слон». |
1 |
|
|
|
||
81. |
А. Блок «Ветхая избушка» |
1 |
|
|
|
||
82. |
А. Блок «Сны», «Ворона». |
1 |
|
|
|
||
83. |
С. Есенин «Черёмуха».
|
1 |
|
|
|
||
84. |
Обобщающий урок-викторина по разделу «Поэтическая
тетрадь 1». |
1 |
|
|
|
||
|
Люби живое (16ч) |
||||||
85. |
Знакомство с названием раздела |
1 |
|
|
|
||
86. |
М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). |
1 |
|
|
|
||
87- 88 |
И. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
2 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
89. |
В. И. Белов «Малька провинилась». |
1 |
|
|
|
||
|
|||||||
90. |
В. И. Белов «Ещё раз про Мальку». |
1 |
|
|
|
||
91-92. |
В. Бианки «Мышонок Пик». |
2 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
93-95 |
Б. С. Житков «Про обезьянку».
|
3 |
|
|
|
||
96. |
В. Л. Дуров «Наша Жучка». |
1 |
|
|
|
||
97. |
В. П. Астафьев «Капалуха». |
1 |
|
|
|
||
98. |
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». |
1 |
|
|
|
||
99. |
Урок-конференция «Земля – наш общий дом». |
1 |
|
|
|
||
100. |
Оценка достижений |
1 |
|
|
|
||
|
Поэтическая тетрадь (8 ч) |
||||||
101. |
Знакомство с названием раздела |
|
|
|
|
||
102. |
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». |
1 |
|
|
|
||
103. |
А. Барто «Разлука». |
1 |
|
|
|
||
104. |
А. Барто «В театре». |
1 |
|
|
|
||
105. |
С. В. Михалков «Если», «Рисунок». |
1 |
|
|
|
||
106. |
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». |
1 |
|
|
|
||
107. |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». |
1 |
|
|
|
||
108. |
Оценка достижений. |
|
|
|
|
||
|
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
(12 ч) |
||||||
109. |
Знакомство с названием раздела. |
1 |
|
|
|
||
110. |
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
1 |
|
|
|
||
111, 112. |
А. П. Платонов «Цветок на земле» |
2 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
113-114. |
А. П. Платонов «Ещё мама». |
2 |
|
|
|
||
115. |
М. М. Зощенко «Золотые слова». |
1 |
|
|
|
||
116. |
М. М. Зощенко «Великие путешественники». |
1 |
|
|
|
||
117. |
Н. Носов «Федина задача». |
1 |
|
|
|
||
118. |
Н. Носов «Телефон». |
1 |
|
|
|
||
119. |
В. Л. Драгунский «Друг детства». |
1 |
|
|
|
||
120. |
Обобщающий урок по разделу. |
1 |
|
|
|
||
|
По страницам детских журналов
«Мурзилка», «Весёлые картинки» (8 ч) |
|
12.05 |
||||
121. |
Знакомство с названием раздела. |
1 |
|
|
|
||
122. |
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» |
1 |
|
|
|
||
123. |
Ю. Ермолаев «Проговорился» |
1 |
|
|
|
||
124. |
Ю. Ермолаев «Воспитатели» |
1 |
|
|
|
||
125. |
Г. Б. Остер «Вредные советы». |
1 |
|
|
|
||
126. |
Г. Б. Остер «Как получаются легенды». |
1 |
|
|
|
||
127. |
Р. Сеф «Весёлые стихи». |
1 |
|
|
|
||
128. |
Читательская конференция «По страницам детских
журналов». |
1 |
|
|
|
||
|
Зарубежная литература (6 ч) |
||||||
129. |
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. |
1 |
|
|
|
||
130-131. |
Мифы Древней Греции. Храбрый Персей. |
2 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
132-134 |
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Контрольное
чтение. |
3 |
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
135-136 |
Развивающий час по теме «Зарубежная литература».
«Брейн – ринг». |
1 |
|
|
|