08.10.2019
Пояснительная
записка
Положение о рабочей программе
педагогического работника муниципального общеобразовательного учреждения
Татищевского муниципального района Саратовской области ОПФ МОУ «СОШ с.
Октябрьский Городок» в с. Куликовка разработано в соответствии с законом
Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением
об общеобразовательном учреждении, Концепцией профильного обучения
на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства
образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783, и регламентирует
порядок разработки и реализации рабочих программ педагогических работников
муниципальных общеобразовательных учреждений Татищевского муниципального района
Саратовской области.
Рабочая
программа основана на следующих нормативных документах:
1. Базисный учебный план.
2. Федеральный компонент
государственного стандарта.
3. Примерные авторской программы
по учебному предмету ОБЖ.
4. Федеральный
государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. № 1897;
5. Региональный учебный план
для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
6. Положение о рабочей
программе педагога Обособленного подразделения – филиала Муниципального
образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский
Городок» в с. Куликовка.
7. Учебный план Обособленного подразделения –
филиала Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа с. Октябрьский Городок» в с. Куликовка. на 2015-2016 уч. год;
Потребителями
общеобразовательных услуг являются учащиеся.
Цель
которую поставила перед собой школа: обеспечить усвоения учащихся
обязательного минимума содержание основного общего образования на уровне
требования стандартов, повысить качество знаний учащихся на основе
индивидуальной работы с обучающимися. Формирование у них навыков самоконтроля
как средство развития личности.
Цель
Программы – создание условий для планирования, организации и управления
образовательным процессом по учебной дисциплине
Задачи программы:
формирование
представления о практической реализации компонентов государственного
образовательного стандарта при изучении предмета;
конкретное определение
содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и
особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и
контингента учащихся.
Потребителями общеобразовательных услуг
являются учащиеся, поэтому цель которую поставила перед собой школа: обеспечить
усвоения учащихся обязательного минимума содержание основного общего
образования на уровне требования стандартов, повысить качество знаний учащихся
на основе индивидуальной работы с обучающимися. Формирование у них навыков
самоконтроля как средство развития личности.
Изучение ОБЖ на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих сопутствующих целей:
- формирование целостного
представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах
деятельности;
- приобретение опыта
разнообразной деятельности, опыта познания самопознания;
- подготовка к осуществлению
осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Цели изучения ОБЖ призваны
способствовать:
- повышению уровня
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность
потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и
возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
- снижению отрицательного
влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и
государства;
-формированию
антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему
психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечению профилактики
асоциального поведения
учащихся.
Достижение этих целей
обеспечивается решением тактических учебных задач, как:
- формирование у
учащихся современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной
системы здорового образа жизни;
- воспитание
антитеррористического поведения и отрицательного
отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Функции рабочей программы:
нормативная,
то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания,
то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту
или иную образовательную область;
определения
содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также
степень их трудности;
процессуальная,
то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная,
то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и
критерии оценки уровня обученности учащихся.
Формы организации учебного процесса:
Используют следующие методы
обучения:
Репродуктивный: словесный,
наглядный.
Проблемный:
частично-поисковый, поисковый, метод проекта, исследовательский.
Методы воспитания:
Традиционно принятые - убеждение,
упражнения, поощрение, принуждение, пример.
Инновационно-деятельностные -
модельно-целевой подход, проектирование, творческая инвариантность.
Неформально-личностные –
пример личностно значимых людей, пример авторских людей, друзей и близких.
Тренингово- иговые – деловые
игры.
Рефлексивные- самоанализ,
осознание собственной ценности в реальной деятельности, индивидуальное
переживание.
Формы организации урока:
-фронтальная.
-групповая.
-индивидуальная.
Методы контроля:
Методы контроля знаний:
- метод опроса.
- программированный метод.
- метод демонстрации.
Методы контроля за умением
самостоятельно осуществлять деятельность:
- метод наблюдения.
- метод опроса.
- метод практического
выполнения
Метод контроля за уровнем
подготовленности:
- тестирование
Формы организации контроля:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Требования к контролю:
- соответствие вида контроля
цели цикла технологии.
- индивидуальность.
- Систематичность.
- всесторонность.
- разнообразие и форм его
осуществления
- объективность и гласность
Обоснование коррекции примерной программы с учетом особенностей
муниципального общеобразовательного учреждения
Выбор данной примерной программы и
учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного
образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного
общего образования по физике и дают возможность раскрывать содержания основных
направлении и разделов курса «ОБЖ» с учётом региональных особенностей,
материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого
потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.
Обще учебные умения, навыки и
способы деятельности.
Примерная программа предусматривает
формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
1.
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их
характерным признакам;
2.
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
3.
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила
личной безопасности;
4.
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
5. в
использовании первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения
при возникновении пожара;
6. в
оказании помощи терпящим бедствии на воде;
7. в
определении сторон горизонта, в движении по азимуту, в разведении костра и
приготовлении пищи на костре;
8. в
выполнении мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, в
использовании индивидуальных средств защиты;
9. в
приёмах оказания первой медицинской помощи при остановке сердца, кровотечениях,
растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах, обморожении;
обладать компетенциями по использованию полученных знаний и
умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
1.
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
2.
подготовки и участия в различных видах активного отдыха;
3.
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
Требования к уровню подготовки
учащихся
Требования направлены на
формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих
адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные
ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса
должны
знать/понимать:
1.
основы здорового
образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и
их профилактику;
2.
правила
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера;
3.
способы
безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача
сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
3.
действовать при
возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации
очагов возгорания;
4.
соблюдать правила
поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
5.
оказывать первую
медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
6.
пользоваться
средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой
повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
7.
вести себя в
криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
8.
действовать
согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать
минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае
эвакуации населения;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
9.
для обеспечения
личной безопасности на улицах и дорогах;
10.
соблюдения мер
предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
11.
пользования
бытовыми приборами и инструментами;
12. проявления бдительности и поведения при угрозе
террористического акта;
1.
обращения
(вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Планируемые результаты
Стандарт устанавливает требования к результатам
освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме;
метапредметным,
включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории;
предметным,
включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения
специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами.
Перечень компетенций.
Ключевыми образовательными
компетенциями настоящей рабочей программы являются следующие компетенции:
1. Ценностно-смысловая
компетенция.
2. Общекультурная
компетенция.
3. Учебно-познавательная
компетенция
4. Информационная
компетенция.
5. Коммуникативная
компетенция.
6. Социально-трудовая
компетенция
7. Компетенция личностного
самосовершенствования.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тематический блок |
Кол-во часов |
|
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность |
11 3 |
1 |
Пожары в жилых и
общественных зданиях, их причина и последствия. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Решение ситуационных задач |
1 |
2 |
Профилактика пожаров в
повседневной жизни и организация защиты населения Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
3 |
Права. Обязанности и
ответственность граждан в области
пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. Урок комплексного применения ЗУН учащимися Индивидуальный опрос, работа по карточкам |
1 |
|
Безопасность на дорогах |
3 |
4 |
Причины
дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Решение ситуационных задач |
1 |
5 |
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и
пассажиров. Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
6 |
Водитель. Формирование
качеств безопасного водителя. Урок комплексного применения ЗУН учащимися Индивидуальный опрос, работа по карточкам |
1 |
|
Безопасность на водоемах. |
3 |
7 |
Безопасное поведение на
водоемах в различных условиях. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний Решение ситуационных задач |
1 |
8 |
Безопасный отдых у воды. Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
9 |
Оказание помощи терпящим
бедствие на воде. Урок комплексного
применения ЗУН учащимися Индивидуальный опрос,
работа по карточкам |
1 |
|
Экология и
безопасность. |
2 |
10 |
Загрязнение окружающей
природной среды и здоровье человека. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний Решение ситуационных задач |
1 |
11 |
Правила безопасного
поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Урок комплексного
применения ЗУН учащимися Индивидуальный опрос,
работа по карточкам |
1 |
|
Раздел 2 Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и безопасность населения Чрезвычайные
ситуации техногенного характера |
12 9 |
12 |
Классификация чрезвычайных
ситуаций техногенного характера Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний Решение ситуационных задач |
1 |
13 |
Аварии на
радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
14 |
Обеспечение радиационной
безопасности населения Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
15 |
Аварии на химически опасных
объектах и их возможнее последствия Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
16 |
Обеспечение химической
защиты населения Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
17 |
Пожары на
взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
18 |
Обеспечение защиты
населения от последствий взрывопожароопасных объектах. Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
19 |
Аварии на гидротехнических
сооружениях и их последствия. Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
20 |
Обеспечение защиты
населения от аварий на гидротехнических сооружениях Урок комплексного
применения ЗУН учащимися Индивидуальный опрос,
работа по карточкам |
1 |
|
Организация защиты населения от ЧС техногенного
характера |
3 |
21 |
Оповещение о ЧС
техногенного характера. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний Решение ситуационных задач |
1 |
22 |
Эвакуация населения Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
23 |
Мероприятия по инженерной
защите населения от ЧС техногенного характера. Урок комплексного
применения ЗУН учащимися Индивидуальный опрос,
работа по карточкам |
1 |
|
Раздел 3 Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни |
12 8 |
24 |
Общие понятия о здоровье
как основной ценности человека. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний Решение ситуационных задач |
1 |
25 |
Индивидуальное здоровье,
его физическая, духовная и социальная сущность. Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
26 |
Репродуктивное здоровье
- составная часть здоровья человека и общества. Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
27 |
Здоровый образ жизни как
необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
28 |
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
29 |
Вредные привычки и их
влияние на здоровье Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
30 |
Профилактика вредных
привычек Комбинированный Решение ситуационных задач |
1 |
31 |
Здоровый образ жизни и
безопасность жизнедеятельности Урок комплексного
применения ЗУН учащимися Индивидуальный опрос,
работа по карточкам |
1 |
|
Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи |
4 |
32 |
Первая медицинская помощь
пострадавшим и ее значение (практическое занятие) Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний |
1 |
33 |
Первая медицинская помощь
при отравлении АХОВ (практическое занятие) Урок комплексного
применения ЗУН учащимися |
1 |
34 |
Первая медицинская помощь
при травмах (практическое занятие) Урок комплексного
применения ЗУН учащимися |
1 |
35 |
Первая медицинская помощь
при утоплении (практическое занятие) Урок комплексного
применения ЗУН учащимися |
1 |
Календарно-тематический план