14.10.2019
Пояснительная
записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная
литература» разработана для обучения учащихся 5-6 классов в
соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
с учетом:
«Концепции преподавания русского языка и литературы»,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г.
№ 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского
чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской
Федерации от 03.06.2017 № 1155;
перечня «100 книг по истории, культуре и литературе
народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному
прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта,
даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения
тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Изучение предметной области "Родной язык и родная
литература" должно обеспечить:
·
воспитание ценностного отношения к
родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа;
·
приобщение к литературному наследию своего
народа;
·
формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение культуры народа;
·
обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во
всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
·
получение знаний о родном языке как
системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение
в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения
происходит в процессе системной деятельности школьников как организуемой
педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры
чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и
академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной
литературы.
В процессе обучения в основной школе эти задачи
решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в
старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания
обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости
его продолжения и за пределами школы.
Как часть образовательной области «Родной язык и
родная литература»» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан
с учебным предметом «Родной язык (русский)». Русская литература является одним
из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой
культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими
стилистически окрашенной русской речью.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная литература (русская)» как
часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с
предметом «Родной язык (русский)». Программа учебного предмета «Родная
литература» в 5-6 классах рассчитана на 70 часов (35 часов в 5 классе, 35 часов
в 6 классе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
·
воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
·
формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
·
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
·
формирование осознанного, уважительного
и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
·
освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
·
развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
·
формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
·
формирование основ экологической
культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
·
осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
·
развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
·
Умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
·
умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
·
умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
·
умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности её решения;
·
владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
·
умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
·
умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
·
смысловое чтение;
·
формирование и развитие экологического
мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем;
·
умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
·
формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы
для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со
сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое
досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического
анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Календарно-тематическое
планирование учебного предмета «Родная литература (русская)»
5
класс (35 часов)
№ |
Тема урока |
К-во часов |
1. |
Введение Роль книги в духовной жизни человека и общества.
Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти |
1 |
2. |
Русский фольклор Русские пословицы и поговорки |
1 |
3. |
Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».
Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Сюжет в
волшебной сказке. Типы сказочных персонажей |
1 |
4. |
Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и
бытовых сказках |
1 |
5. |
Р/Р Сочинение собственной сказки в стиле русских народных
сказок |
1 |
6. |
Литературная сказка В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», «О четырёх
глухих»; Л.Н. Толстой: «Работник Емельян и пустой барабан»; А.Н. Толстой
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1-2 по выбору) |
1 |
7. |
Р/Р Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной
сказке |
1 |
8. |
Древнерусская литература Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала
учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям |
1 |
«Домострой» как памятник русской
литературы XVI века. Как детям почитать и беречь отца и мать, и
повиноваться им, и утешать их во всём |
1 |
|
10. |
Русская басня В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и
жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок» |
1 |
11. |
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни
«Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом».
Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир басен |
1 |
12. |
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика,
проблематика |
1 |
13. |
Литература XIX века К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа
произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в
произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу |
1 |
14. |
Е.А. Баратынский. «Водопад». Звуковые образы
стихотворения. Композиционные особенности. Состояние души лирического героя |
1 |
15. |
А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести.
Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой
жизни |
1 |
16. |
А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в
творчестве А.В.Кольцова. Связь человека и природы в стихотворении.
Ритмические особенности |
1 |
17. |
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и
уважение поэта к простому рабочему человеку |
1 |
18. |
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр
произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер
героев и способ повествования |
1 |
19. |
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Два
богача». Особенности жанра. Философский смысл стихотворений |
1 |
20. |
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции
в творчестве поэта |
1 |
21. |
Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции.
Рифма и ритмика стихотворения |
1 |
22. |
А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру
кружат…» |
1 |
23. |
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из
кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в
рассказе |
1 |
24. |
Контрольная работа по теме «Литература XIX века»
(тест, письменный ответ на проблемный вопрос) |
1 |
26. |
Литература XX века А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия,
человеколюбия, доброты в творчестве писателя |
1 |
27. |
И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский
нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний
вечер…» |
1 |
28. |
И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе.
«Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах. |
1 |
29. |
Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к
окружающему миру, ко всему живому, к людям |
1 |
30. |
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл
названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. Или «Белогрудка». Отношение человека к природе. |
1 |
31. |
Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю. Яковлева в
рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал» или Что позволяет человеку «раскрыться»,
«распуститься», подобно багульнику? (рассказ «Багульник») или Как сохранить память о войне? (Рассказ
«Реликвия»). (1-2 рассказа по выбору) |
1 |
32. |
К.М. Симонов. Краткий рассказ о писателе, поэте.
«Майор привёз мальчишку на лафете…». Призыв поэта к защите родной земли |
1 |
33. |
А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема
военного детства и сиротства в произведениях писателя |
1 |
34. |
Современная литература Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и
сиротства в рассказе «Капустное чудо» |
1 |
35. |
Контрольная работа по теме «Русская литература»
(тест, письменный ответ на проблемный вопрос) |
1 |