14.10.2019
Пояснительная записка.
Тематическое
планирование уроков русского языка (10 класс) составлено в
соответствии с программой Гольцовой Н. Г. к учебнику «Русский язык.
10-11 классы»/авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.:
«Русское слово», 2012 г. из расчета 1 час в неделю
(10 класс – 34 часа в год) и предназначено для работы по учебнику Н. Г.
Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной «Русский язык. 10 – 11 классы:
Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2012 г.
Планирование построено с
учётом принципов системности, научности и доступности, реализуя основную цель
преподавания в 10 классе – повторение, обобщение, систематизация и углубление
знаний по русскому языку, полученных в основной школе, что позволяет качественно
подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.
Требования к уровню подготовки учащихся
10 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры
русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация
и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровень
языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой
самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы
с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический
анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды
чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.)в
зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую
информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы,
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде
на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого
общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка;
- соблюдать нормы речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приёмы
информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- осознание русского языка как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к
ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и
творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
- увеличения словарного запаса;
расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
- совершенствования
коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в жизни государства.
Календарно-тематическое планирование. Базовый уровень
(34 часа).
Русский язык. 10 класс.
Дата |
Кол-во часов |
Тема урока |
Цели и задачи урока |
Характеристика
основных видов учебной деятельности |
Примечание |
|
Практические навыки |
Правописные навыки |
|||||
1. (1 ч.) |
Слово о русском языке. |
Формирование навыков
создания связного монологического высказывания на лингвистическую тему. |
Составление плана
текста, развитие навыков составления связного монологического высказывания на
лингвистическую тему, итоговая беседа. |
|||
2. (1 ч.) |
Лексика. Слово и его значение. |
Повторить основные
понятия лексики: слово, его значение, прямое и переносное значение,
многозначность; совершенствовать навыки монологической речи; развивать
языковое чутьё. |
Работа с толковым
словарём |
Попутное повторение
орфографии и пунктуации. |
§1 – 3. Упр.4. 8 |
|
3. (1 ч.) |
Входной контроль
(контрольное тестирование в форме ЕГЭ) Практическая работа. |
Проверить знания
учащихся, полученные в прошлые годы обучения в школе. |
Контрольное
тестирование в форме ЕГЭ |
|||
4. (1 ч.) |
Смысловые отношения
между словами Омонимы. Синонимы. Паронимы. Антонимы. |
Продолжить работу с
основными лексическими понятиями; совершенствовать навыки грамматических
разборов; развивать аналитические навыки. |
Работа со словарями |
Попутное повторение
орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. |
||
5. (1ч.) |
Происхождение лексики.
Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. |
Повторение основных
терминов и понятий лексики; формирование навыков монологической речи. |
Работа со словарём
иностранных слов и этимологическим словарём. |
Попутное повторение
орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. |
||
6. (1 ч.) |
Фразеология.
Лексикография. |
Повторить основные
термины и понятия лексики; совершенствовать навыки связной речи; развивать
чувство слова и языковое чутье учащихся. |
Работа со словарями
фразеологизмов |
Попутное повторение
орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. |
||
7. (1ч.) |
Контрольная работа
Лексический анализ текста. |
Проверка
пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка навыков
лексического и грамматического разбора. |
Написание диктанта и
выполнение грамматического задания. |
|||
8. (1ч.) |
Обобщающее повторение
фонетики, графики, орфоэпии. |
Дать представление о
фонетической системе рус. яз.; развивать навыки грамматического разбора;
формировать чувство языка, понимании гармонии красиво и четко произнесенного
слова; закрепить представления учащихся о различии между звуком и буквой;
развивать навыки связной монологической речи. |
Фонетический анализ
слова. Характеристика гласных и согласных звуков в слове. |
Повторение написаний,
опирающихся на фонетические принципы орфографии |
||
9. (1ч.) |
Орфоэпия. |
Дать представление об
орфоэпии как одном из разделов науки о языке; формировать стремление
следовать произносительным нормам речи; развивать языковое чутье. |
Знакомство с
орфоэпическими вариантами. |
Попутное повторение
орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. |
||
10. (1ч.) |
Состав слова. |
Повторение основных
терминов и понятий раздела; формирование навыков анализа языкового материала;
отработка орфографических навыков. |
Морфемный анализ слов |
Правописание морфем |
||
11. (1ч.) |
Словообразование и
формообразование. |
Повторение основных
терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся. |
Словообразовательный
словарь. Словообразовательный разбор. |
Морфологический
принцип правописания. Правописание окончаний различных частей речи |
||
12. (1ч.) |
Изложение с творческим
заданием. |
Проверка
пунктуационных и орфографических умений и навыков. |
Написание изложения с
элементами сочинения. |
|||
13. (1ч.) |
Принципы русской
орфографии. |
Повторение и обобщение
основных терминов и понятий раздела; развитие языкового чутья; формирование
орфографической зоркости. |
Орфографический анализ
слова. Орфографический словарь. |
Типы орфограмм |
||
14. (1ч.) |
Употребление гласных
после шипящих и Ц. Буквы Э, Ю, Я и сочетание ЙО в различных морфемах. |
Повторение основных
терминов и понятий; закрепление правописных навыков; совершенствование
навыков аналитических разборов, навыков монологической речи. |
Морфемный анализ слов,
фонетический разбор. |
Попутное повторение
орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. |
||
15. (1ч.) |
Правописание звонких и
глухих, непроизносимых и двойных согласных. |
Совершенствование
правописных навыков; обобщение и повторение лингвистического материала. |
Морфемный анализ слов,
фонетический разбор. |
Попутное повторение
орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. |
||
16.(1ч.) |
Повторение основных
правил правописания приставок; совершенствование орфографических умений
учащихся; развитие языкового чутья. |
Орфографический анализ
слова. |
Попутное повторение
орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. |
|||
17. (1ч.) |
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв. Правила переноса. |
Повторение и обобщение
орфографического материала; совершенствование правописных навыков; развитие
общеучебных умений и навыков (работа со словарем, с текстом учебника). |
Роль Ъ и Ь. Орфографический,
морфемный, фонетический разбор слов. |
Правописание Ь и Ъ. Написание строчных
букв. Правила переноса. |
||
18. (1ч.) |
Диктант с
дополнительным заданием. |
Проверка
пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка навыков
лексического и грамматического разбора. |
Написание диктанта и выполнение
грамматического задания. |
|||
19. (1ч.) |
Имя существительное
как часть речи. Правописание падежных окончаний. |
Повторить основные
теоретические сведения об имени существительном как о части речи;
совершенствовать навыки правописания имен существительных; закрепить навыки
аналитической работы со словом как частью речи. |
Морфологический разбор
имён существительных. |
Обобщение и повторение
орфографии. Готовимся к ЕГЭ. |
||
20. (1ч.) |
Гласные в суффиксах
имен существительных. Правописание сложных имен существительных. |
Повторить и обобщить
орфографический материал; совершенствовать навыки морфологического разбора; развивать
навыки аналитической работы со словарем. |
Решение
орфографических задач по алгоритму. Орфографический анализ слов |
Гласные в суффиксах
имен существительных. Слитные и дефисные
написания. Готовимся к ЕГЭ. |
||
21. (1ч.) |
Имя прилагательное как
часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. |
Повторение и обобщение
представлений учащихся об имени прилагательном как о части речи;
совершенствование навыков грамматических разборов. |
Морфологический разбор
имён прилагательных. |
Правописание падежных
окончаний имен прилагательных. Готовимся к ЕГЭ. |
||
22. (1ч.) |
Правописание суффиксов
имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. |
Обобщение знаний
учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил
правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков
аналитического разбора. |
Написание суффиксов.
морфемный анализ слов, словообразование имён прилагательных |
Правописание суффиксов
имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. |
||
23. (1ч.) |
Имя числительное как
часть речи. Склонение и правописание имен числительных. |
Повторение и обобщение
знаний учащихся об имени числительном как о части речи; развитие речи
учащихся; совершенствование навыков аналитической работы со словом. |
Морфологический разбор
имён числительных |
Правописание
числительных. |
||
24. (1ч.) |
Местоимение как часть
речи. Правописание местоимений. |
Повторение и обобщение
знаний о местоимении как о части речи и его правописание. |
Морфологический разбор
местоимения. |
Правописание
местоимений. |
||
25. (1ч.) |
Глагол как часть речи.
Правописание глаголов. |
Повторение и обобщение
знаний учащихся о глаголе как о части речи; формирование навыков
морфологического разбора глагола; развитие умений употреблять глаголы в речи. |
Морфологический разбор
глагола, образование разных форм глагола. |
Правописание глаголов. Готовимся к ЕГЭ. |
||
26. (1ч.) |
Причастие как
глагольная форма. Правописание причастий. |
Повторение и обобщение
знаний учащихся о глагольных формах; формирование умений образовывать
причастия разных форм; отработка навыков разбора причастий и употребления их
в речи. |
Морфологический разбор
причастия, образование причастий. |
Правописание причастий
и отглагольных прилагательных. Готовимся к ЕГЭ. |
||
27. (1ч.) |
Деепричастие как
глагольная форма. |
Повторение и обобщение
знаний учащихся о глагольных формах; формирование навыков образования
деепричастий, морфологического разбора деепричастия; употребление деепричастий
в речи. |
Морфологический разбор
деепричастия, образование деепричастий. |
Правописание
деепричастий. Готовимся к ЕГЭ. |
||
28. (1ч.) |
Наречие как часть
речи. Правописание наречий. Слова категории состояния. |
Повторение и обобщение
знаний учащихся о наречии как о части речи; закрепление правописных навыков;
формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи. |
Морфологический разбор
наречия. |
Правописание наречий. |
||
29. (1ч.) |
Сочинение по
прочитанному тексту. |
Проверка пунктуационных
и орфографических умений и навыков. |
Написание сочинения. |
|||
30. (1ч.) |
Предлог как служебная
часть речи. Правописание предлогов. |
Повторение и обобщение
знаний учащихся о служебных частях речи; развитие речевых навыков учащихся; совершенствование
культуры речи. |
Морфологический разбор
предлога. |
Правописание
предлогов. Готовимся к ЕГЭ. |
||
31. (1ч.) |
Союз как служебная
часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. |
Повторение и обобщение
знаний учащихся о союзе как о служебной части речи; формирование навыков
разбора союза и употребление союза в речи. |
Морфологический разбор
союза. |
Правописание союзов. Готовимся к ЕГЭ. |
||
32. (1ч.) |
Частицы как служебная
часть речи. Правописание частиц. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и
НИ с различными частями речи. |
Повторение и обобщение
знаний учащихся о частицах; закрепление навыков правописания частиц; развитие
навыков связной монологической речи. |
Морфологический разбор
частиц. Определение значения частицы НЕ и частицы НИ. |
Правописание частиц. Готовимся к ЕГЭ. |
||
33-34. (2ч.) |
Контрольное
тестирование в форме ЕГЭ. Анализ работы. |
Проверить знания
учащихся, полученные в прошлые годы обучения в школе. |
Контрольное
тестирование в форме ЕГЭ |